Татьяна Степура
Социокультурные истоки. «Дружная семья». Активное развивающее занятие совместно с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, основу которой составляет взаимная любовь. Центральными категориями, которые предлагается освоить дошкольникам, являются «Дружная семья» и «Домашнее тепло». Выбор данных категорий обусловлен тем, что они отражают особенности представления о семье, имеющейся у русского человека. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» К. Д. Ушинский пишет: «…ни у французов, где семейные связи рвутся так легко, ни у чадолюбивых немцев, ни даже в проникнутых мыслью и деятельностью семейных английских кружках нет той безыскусственности, той глубины и сердечности отношений, которые существуют между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и даже ближайшими родственниками во всякой сколько-нибудь порядочной славянской семье… В сфере этого чисто славянского семейного чувства вырастает сердце русского человека, и этому–то чувству обязано оно, быть может, своими лучшими качествами: теплотой, добродушием, желанием какой-то задушевности в отношениях…».
Публикация «Социокультурные истоки, „Дружная семья“, Активное развивающее занятие совместно с родителями» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Для ребенка естественно считать, что он и его родители – одно целое. Это соответствует христианскому представлению о тесной связи души родителей и их детей. Епископ Феофан Затворник (Вышенский) пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душой детей». Знание об этом заставляет родителей серьезно задуматься о том, насколько формирование характера и склонностей ребенка зависит от них самих.
Ощущение дружной семьи возникает в том случае, когда каждый ее член окружен вниманием и заботой, каждый находит в ней радость и утешение. Дружной можно назвать семью, в которой все стремятся как можно чаще быть вместе. Дружная семья позволяет ребенку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой. Дружная семья дает ощущение домашнего тепла, которое воспринимается как проявление сердечной доброты.
Цель: Первоначальное освоение дошкольниками и их родителями социокультурной категории «Дружная семья». Родные люди. Семья. Взаимная любовь. Все вместе – так и душа на месте.
Задачи:
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья».
Формирование у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей.
Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.
Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком.
Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться приходить к согласию и т. д.).
Развитие управленческих способностей (способность осуществять выбор на основе представленных иллюстраций).
Развитие речевого взаимодействия (умение рассказать о своей семье).
Основные методы:
Общение и совместная деятельность с воспитателем и родителями как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
Использование загадки, художественного слова и пословицы;
Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности с помощью интонации;
Прием положительной оценки;
Вопросы к детям;
Образные игры – имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
Чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям;
Рассматривание сюжетных иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях, ориентировке в ближайшем окружении;
План:
1. Приветствие гостей родителей :
Рады гостям,
как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!
Присоединение
Загадка про семью
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
2. Активная форма работы с пословицей
Я знаю интересную, хорошую пословицу про семью.
А что такое пословица?
Пословица - мудрая мысль народа.
Послушайте мою пословицу: «Семья вместе - душа на месте»
Как вы её понимаете?
Высказываются родители (говорит тот у кого в руках предмет, передавая по кругу сердечко)
3. Работа в круге: беседа с детьми на тему «Дружная семья».
Расскажите про свою дружную семью. (дети высказываются, а родители слушают)
4. Работа в паре «Дружная семья» по тетрадям «Дружная семья»
Задание. Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, выбрать те, на которых изображена дружная семья, и отметить их знаком «+».
Варианты: Совместный труд (дома, на даче)
Совместное чтение
Семейное чаепитие
Семейная прогулка
(родители помогают детям сделать выбор, комментируют и совместно обсуждают). Время работы -3мин.
Обсуждение в группе и экспертная оценка.
Одна из пар (родитель плюс ребенок) показывает выбранные иллюстрации и объясняет свое решение. Детям предлагается начинать ответ словами «Мы решили…», «Мы думаем…»
Воспитатель выявляет тех, кто согласен с данным решением. Дети выражают свое согласие поднятием рук или хлопанием в ладоши. Воспитатель дает экспертную оценку: показывает карточку и аргументирует правильность выбора.
Воспитатель обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.
Рефлексия.
А вам понравилось работать в паре?
Совместная игра-хоровод «Где был Иванушка?».
Выбор игры был сделан детьми.
Литература:
«Дружная семья». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет) Н. С. Кудряшева И. А. Кузмин Г. И. Лугвина Н. Ю. Твардовская
А. В. Камкин, Л. П. Сильвестрова Социокультурные истоки Истоковедение. Том 5.
А. В. Камкин, Л. П. Сильвестрова Социокультурные истоки Истоковедение. Том 11. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения