Инна Архипова
Социокультурная среда дошкольной образовательной организации
▼ Скачать +Заказ
Социокультурная среда дошкольной образовательной организации рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, которые должны обеспечивать процесс развития и саморазвития ребенка. С одной стороны это пространство для развития и самоопределения ребенка (субкультура, а с другой стороны социокультурную среду можно рассматривать как сферу педагогических влияний, направленных на развитие и личности ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Социокультурная среда дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Определены средства, которые, являются наиболее эффективными:
варианты моделей развивающей среды – художественно-эстетическая и поликультурная среда;
варианты разнообразных видов детской деятельности (общение, игра, музыкальная, двигательная, изобразительная);
разнообразие использования социально-значимых событий (события в стране, события в городе, события в ДОУ, в группе)
дополнительные образовательные услуги;
разнообразные виды культурных практик (исследовательские, образовательные, коммуникативные, организационные, игровые, художественные);
развитие профессионального мастерства педагогов и компетентности родителей
(семинары, мастер-классы, вебинары и т. д.).
Для определения эффективности реализации системы условий построения социокультурной среды ДОУ должны следующие показатели: положительная динамика личностного развития ребенка; потребностей личности осуществлять самостоятельный выбор деятельности, выполнении социальных ролей; роста профессионализма педагогов; активной степени включенности семьи в социокультурное пространство ДОУ.
В групповом помещении необходимо выделить пространство для свободной и совместной с педагогом деятельности. Помещение группы целесообразно разделить на несколько центров - для сюжетных игр, дидактических игр, конструирования, экспериментирования (центр песка и воды, чтения и рассматривания книг.
Для проведения подвижных игр и развития двигательной активности, должна быть задействованы не только прогулочный участок, но и все игровые площадки ДОУ.
Таким образом, развивающая социокультурная среда детства — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, это единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.