Юлия Зинченко
Социоигровые приемы
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня человеку для полноценной жизни в обществе, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению может помочь современная педагогическая технология – «Социо-игровая педагогика» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.
Публикация «Социоигровые приемы» размещена в разделах
Следуя их советам, образовательную деятельность детей необходимо организовывать как игру-взаимодействие между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»).
Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.
Главный принцип социоигровой технологии - снятие с воспитателя судейской роли, и организация занятий, или другой деятельности, как игры – жизни между микрогруппами.
Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.
Подобное происходит, когда на занятии воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий и создаёт социоигровую атмосферу на занятии.
Педагог начинающий использование данных приемов должен помнить, что одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социоигрового стиля на этом занятии, конечно же, не было.
Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать приятелю, поддерживать его.
В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими
Объединение детей в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приемов. Выбор способа объединения зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп. Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в пары и тройки, в старшем — по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
— по цвету волос, глаз, одежды;
— чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
— кто на каком этаже живет;
— кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.
- разрезные картинки
-Волшебный мешочек
Работа малыми группами может начинаться в средней группе. Эти микрогруппы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Работая в подгруппе, дети должны знать, что такое сговор.
Социоигровая технология наиболее ориентирована на старший дошкольный возраст, в младшем возрасте используются игры социоигровой направленности и небольшие задания в парах.
Предлагаю алгоритм проведения работы в микрогруппах:
1. Разминка и деление детей на команды.
(Команды выбирают капитанов (себя не предлагать) и они подходят к воспитателю).
1. Воспитатель предлагает капитанам выбрать задание (задания находятся в конвертах или в коробках. Можно также его озвучить только для капитанов тогда капитанам еще нужно донести рассказать задание своей команде). Задание должно быть одного характера, но рисунки, изображения разные. Воспитатель задание произносит тихо, чтобы капитаны смогли внимательно слушать, запомнить и передать команде.
(Капитаны возвращаются и сообщают задание своей команде).
1. Выполнение задания (самостоятельно).
2. Капитаны выходят и объясняют свой ответ.
3. Все дети выходят, опять проводится разминка и деление детей на команды. И в таком порядке проводится следующее задание.
Микрогруппа позволяет ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках общей работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.
Игра "Волшебный мешочек" используется многими воспитателями не только на занятиях, но и в свободной деятельности. В "волшебный мешочек" складываются различные предметы, имеющие определенную геометрическую форму (или просто пластмассовые геометрические фигуры). Дети садятся вокруг воспитателя. На основе считалки определяется ребенок, которому выпадает роль ведущего. Дошкольник находит в мешочке предмет и описывает его словами, не показывая остальным детям и не называя его. Задача ровесников - отгадать, о какой геометрической фигуре (или предмете) идет речь. Дети имеют право задавать вопросы ведущему, а он, отвечая на них, должен сказать так, чтобы не назвать угадываемый предмет.
Интересно можно построить экспериментирование с мерками (измерение объема жидких или сыпучих тел с помощью условной мерки).
Из практики Довольно легко дети учатся делиться на пары, но трудности начались, когда, им было предложено сообща выполнить задание. Некоторые дети не имели навыка общения друг с другом и умения работать согласованно, у них совершенно отсутствовал навык «сговора». Работая в парах инициативу на себя брали, конечно же, дети более активные и быстро соображающие. Но работая в парах, дети всё равно общались друг с другом.
Наблюдая за игрой «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», обратили внимание на то, что не все дети активно участвуют в обсуждении.
Инициативу в выборе движения и его алгоритма, конечно же, берут на себя лидеры. И поэтому компании, при показе движения не всегда действовали уверенно и слаженно. В последующих играх старались объединить в различные компании лидеров и малоактивных детей. В результате обсуждение стало происходить более оживлённо, дети придумывали довольно сложные и интересные движения, скучающих и отстранённых на этот раз не было.
Формирование навыков сотрудничества - процесс, конечно же, длительный и очень сложный. Необходимо выработать согласованность между всеми его участниками, и приучить к выполнению правил и инструкций.
На начальном этапе знакомства с новыми играми мы остановились на игре «Волшебная палочка», которая научила бы детей внимательно слушать ответы друг друга. Приём «Волшебной палочки» мы стали включать во все проводимые занятия, так как к нему можно подобрать широкий спектр заданий по всем разделам Программы «Детский сад 2100».
Деление на команды. Игра живая буква задания и узнай по голосу.