Елена Любимова
Приемы мнемотехники в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений образовательной политики Чувашии является развитие интереса у детей с раннего возраста к национальным традициям. А для того, чтобы сохранить культурное наследие народа необходимо не забывать язык. Обучение русскоязычных детей чувашскому языку – невероятно сложный, а порой и невозможный, особенно для тех педагогов, которые сами не владеют им. Тем не менее и закон «Об образовании в Чувашской Республики». И закон «О языках Чувашской Республики» ставят перед педагогами эту задачу. Причем современные подходы в обучении дошкольников предлагают педагогам интегративный подход в организации совместной деятельность, строя всю образовательную деятельность в течение дня. Как же вызвать интерес к другому, не родному языку у дошколенка? И заниматься этим не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимные моменты. Один из главных принципов обучения ребенка иностранному языку звучит как: «Не навреди!». Классическими дидактическими приемами обучения можно не только не заинтересовать, но вызвать страх перед обучением. Процесс восприятия и запоминания для ребенка может стать увлекательным сели использовать приемы мнемотехники. Один из таких приемов – это стихи, которые способны облегчить запоминание языка. Зная особенность детей, что они любят динамичные стихи, потому что рифма, ритм, мелодичность сразу привлекают внимание, многие педагоги активно используют этот метод. Так одной из самых популярных современных книг является книга Ефима Ефимовского «Мудрые науки без назидания», в ней автор активно использует этот прием при обучении детей иностранному языку. Существует огромное количество стихов, которые помогают запомнить алфавиты, счет, глагольные формы, разные виды окончаний слов, а также пополнить активный словарный запас. Чаще всего педагоги предлагают небольшие стихи на русском языке с включением в текст иностранных слов. Они замечательно развивают у детей фонетико-фонематический слух, развивают чувство ритма, а также способствуют освоению языка в игровой форме. Слушая и без труда заучивая такое стихотворение, у малыша развивается природная сообразительность, он способен сделать открытие – самостоятельно догадаться о переводе слова. Легкие, динамичные стишки облегчать усвоение новых слов. Ещё в 1998 году, я разработала цикл «Аничкины игры», его часть представила в детском журнале «Тетте». Все стихотворения объединены главной героиней девочкой-дошколёнком Танечкой, которая, играя, растет и знакомится с новыми чувашскими словами. Еще одним отличием этих стихов является то, что в большинстве переводы чувашских слов «сцеплены» с самим словом, а не вписаны между другими. Эти стихи можно использовать как во время
Публикация «Приемы мнемотехники в условиях ФГОС до» размещена в разделах
«Танины игры»
1. Можно использовать как пальчиковую гимнастику
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть!
Прре, икк, ви, тват –
Будет очень сложновато
Этот выучить язык,
Коль трудиться не привык!
Загибаем по очереди пальцы правой руки
Загибаем по очереди пальцы левой руки
Сжимаем и разжимаем кулачки обеих рук
2. – Ой, ты кукла Анечка,
Любит тебя Танечка.
Буду мамой я тебе,
Доброй мамочкой – анне
3. Динамическая пауза
Хвел– солнышко встает,
Петушок – автан поет.
Утро к нами стучится в дом,
Расставайтесь все со сном Очерчиваем в воздухе круг двумя руками, тянемся на носочка, руки ладонями вверх.
Хлопаем «крыльями»
Прыжки на месте
Марш
4. Можно использовать во время умывания
Пур - имеется вода,
Умывайся ты всегда.
Чтоб хитрее – красивой быть –
Нужно личико умыть.
5. Можно использовать во время сбора на прогулку.
Хлле зимушка-зима
Закружила, замела.
Калпак – шапку, крк – шубку,
Алсиш – варежки одень.
И с тобой на санках буду
Я кататься целый день.
6. Наступает Новый год,
Кто же в гости к нам придет?
Юрпике – Снегурочка,
Снежная девчурочка,.
С нам песенки споет
И затеет хоровод.
Станем дружно танцевать,
Будем весело играть.
Мы Мороза позовем:
«Хл Мучи, иди к нам в дом!».
Праздник зимний Новый год –
н ул уж у ворот!
7. Как по улице – урам
Ходит чудо-великан.
- Эй, прохожий, улыбнись
Да на диво подивись –
В детский сад – ача сач
Едет дочка на плече.
8. Считалка для игр.
Прре, икк, ви, тват –
Посчитаемся, ребята.
Начинай, ача вйи,
А водящим будешь – ты!
9. Нам св – стихотворение
Объяснит местоимения.
Эп – я, эпир –мы,
Эс –ты, эсир –вы.
сла - умница, давай
Всё с начала повторяй!
10. Пит – лицо рассмотрим Ани.
Назовем все части сами:
Голова зовется – пу,
Волос –, а глазик – ку,
Хлха – ухо, шея – мй,
Смса – нос – запоминай!
11. Можно использовать во время совместной или перед самостоятельной изобразительной или познавательной деятельностью.
На рисунке йыта – пёс
Раскрась шупка – серым нос,
Глазки – сенкер – голубым,
Он мне нравится таким.
Хмр – карий будет шерсть,
Сар – желтых пятен шесть,
Шура –белым кончик ушка,
Вот забавная зверушка!
12. Сказка для Анечки.
(можно использовать как инсценировку)
Эта сказка хороша,
Позабавит малыша.
Жил да был в лесу медведь
И любил он пореветь:
«Я медведь – Упа большой,
На дороге ты не стой!
Вмиг тебя я растопчу,
Вот возьму и проглочу».
Заинька – Мулкач дрожит
И от ужаса бежит.
Кто бедняге тут поможет?
Спать и есть уж он не может.
Тил – лисонька идет.
И в село его зовет:
«Там живет баран – Така
У него круты рога.
Упана рога покажет,
Он обидчика накажет».
Наш Мулкач бежит к барану.
«Защищать тебя я стану,
Справедливость наведу
И обидчика найду», -
Так ответил наш Така
И пошел точить рога.
А в лесу в то время волк
Говорил медведю в толк.
Кашкр – волк сказал:
«Медведь, тут баран идет, заметь,
Ты беги, а то ведь нам –
Враз рогами по бокам.
Нас не любит зверь лесной,
Убегу и я с тобой»
Испугался тут медведь.
Начал он тогда реветь:
«Ты прости меня, косой,
Я ведь в общем не плохой.
Больше я пугать не стану,
От тебя, Мулкач, отстану».
Заяц все ему простил,
И морковкой угостил.
Вот и кончился мой сказ,
Делу времечко сейчас.