Мальцева Галина
«Приемы рефлексивной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что одним из факторов личностного развития и саморазвития ребёнка является рефлексия.
Рефлексия помогает человеку понять самого себя, развить полноценную личность.
В педагогической деятельности под рефлексией мы подразумеваем анализ своей деятельности и ее результатов.
Хочу привести вам некоторые примеры приемов рефлексии.
Приемы рефлексивной деятельности
«Запрещено»
Публикация «„Приемы рефлексивной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Этот прием применяется, когда дети размышляя о себе и происходящих событиях пользуются фразами: «я не смогу…», «я не знаю, как…», «у меня не выходит…». Детям не разрешается говорить «Я не …», а делается предложение эту же мысль выразить другими словами: что необходимо, чтобы получилось; какие навыки мне нужны для этого; какая еще информация мне нужна для этого и т. п.
Применение этого приема дает возможность преображения пассивного поведения в позитивную, активную рефлексию своего опыта.
«Яблоневое дерево»
На доске нарисована яблоня. Детям выдаются яблоки, вырезанные из цветной бумаги или нарисованные. Эти яблоки имеют два цвета – красный и зелёный. Если ребенок считает, что он сделал все правильно, то прикрепляет к яблоне зеленое яблоко, если на оборот, то красное.
«Смайлики»
Рефлексия настроения, ее использование возможно на разных этапах занятия. На листах бумаги дети рисуют «смайлики», которые отражают их настроение. Так же можно заранее приготовить смайлики и дать детям выбрать.
«Слоненок»
Детям дается задание, изобразить на листочках слоненка. После, рисунки собираются педагогом и делается анализ работы ребенка на занятии.
Если уши ярко выражены, это означает, что ребенок внимательно слушает, большую часть информации воспринимает на слух;
ярко выражены глаза - ребенок внимательно смотрит, большее количество информации воспринимает зрительно;
величина хобота – подразумевает количество знаний, которые приобретены
голова – выражает мыслительные процессы;
необходимо сравнить соотношение головы и туловища: если голова большого размера – человек действует больше головой;
ноги худые – сомневается в чем либо.
«Флажок»
Дети передают флажок друг другу, по окончанию музыки или считалки, тот, у кого в руках остался флажок, делает самоанализ работы на занятии.
«Горячий мяч»
Дети по цепочке дают ответы на вопросы, передавая из рук в руки мяч. Вопросы могут быть следующими:
-Что интересного ты узнал?
-Какие знания понадобились тебе при работе?
-Какие знания, умения, полученные на занятии, тебе могут пригодиться в дальнейшем?
- Какое задание тебе удалось лучше всего?
- Где ты чувствовал себя успешным?
- О чем ты думал во время работы?
- В чем ты испытал затруднение?
Дети также могут высказать свое мнение относительно работы над заданием, не отраженное в вопросах.
«Города»
Ребятам предлагается выбрать, в каком из предложенных городов они находятся в конце занятия: город Удовлетворения, город Огорчения, город Знаний, город Радости.