Екатерина Скогорева
Последовательность и приемы развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
«Последовательность и приемы развития мелкой моторики рук»
Подготовила воспитатель: Скогорева Е. С.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Публикация «Последовательность и приемы развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Последовательность развития навыков мелкой моторики :
1. От рождения до двух лет.
В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку. Уже в 2-3-месячном возрасте можно делать ежедневный массаж кистей рук и пальцев по 2-3 минуты:
–поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз;
–разминать и растирать каждый пальчик вдоль, затем – поперёк; растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребё нка нужно учить:
–катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
–рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
–перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. п.) одной рукой или двумя одновременно.
В ходе этих игр развиваются следующие движения :
– хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние, учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие – двумя руками,
– соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета, принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и других игрушек,
– подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий,
–движения кистей и пальцев рук.
2. От двух до четырех лет.
Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.
3. От четырех до восьми лет.
В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.
Последовательность формирования захвата:
– Ладонный захват – ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью.
– Захват щепотью – ребенок берет предмет, удерживает его и манипулирует им, используя большой, средний и указательный палец.
– Захват «пинцетом» – ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Виды упражнений и занятий по развитию мелкой мускулатуры рук дошкольника.
Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки необходимы следующие условия:
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.
Выполнение упражнений должно быть регулярным.
Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.
Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
• Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
• В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
• Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
• Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
• Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
• Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
• Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Настоящая программа может быть использована как в индивидуальной, так и групповой формах работы с детьми (количество детей в группе – 3–5 человек.)
Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.
Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
3. Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.
4. Собирать, складывать пирамидки.
5. Работать с вкладышами (Монтессори).
6. Застёгивать пуговицы.
7. Завязывать, развязывать узлы.
8. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в дошкольном возрасте.
Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом.
Чтобы помочь ребёнку избежать этих проблем, необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Построить упражнения таким образом, чтобы ребёнку неудобно было рисовать, держа ручку в кулаке:
• нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует “всем телом”, пока не поймёт, что это не удобно;
• нарисовать птичек;
• изобразить солнце с лучами.
2. Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных фигур (окон, составление узоров из кругов.
3. Рисование карандашами и красками различными способами.
4. Орнаменты на бумаге в клетку, повторение его на нелинованной бумаге.
5. Разнообразная работа с ножницами.
Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте.
Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе мы можем наблюдать такие явления, как:
• гипотония - слабое сжатие ручки;
• гипертония - сильное сжатие ручки;
• макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.
В этом случае мы будем говорить о системе коррекционной работы по следующим направлениям:
1. Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы);
2. Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое);
3. Смысловая организация движений (проговаривание).
Рекомендуется проводить следующие упражнения:
1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);
2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.);
3. Нейропсихологическое расслабление:
• массаж;
• упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу;
• упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и др.
• выкладывание палочек различными пальцами;
• посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;
4. Упражнения на ритмическую организацию движений.
Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций.
• хлопки;
• постукивание палочками;
• ритмичные щелчки;
• специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);
• игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
Упражнения для развития мелкой моторики
Разминка:
Выбрасывание пальчиков
а) "В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали".
б) "1,2, 3,4,5.
Мы грибы идем искать.
Вот мизинчик в лес пошел,
Безымянный – гриб нашел.
Средний пальчик чистить стал,
Указательный – скакал,
Большой палец все съел,
От того и потолстел. "
Выполнение по зрительному образцу:
«В нашем дворе живут разные животные»
Психолог показывает фигуру и называет животное. Дети повторяют. Затем, психолог называет животное, а дети должны самостоятельно воспроизвести кинестетический образ.
1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок.
2. "Курочка" – веер опущен.
3. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются.
4. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.
5. "Солнышко" = расставлены пальцы от себя.
6. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.
7. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.
Гимнастика для пальцев:
1. «Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т. д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу), так и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2. «Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому).
3. «Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
4. «Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки мизинец левой руки).
5. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
7. «Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.
8. «Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.
9. «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.
Кулак – ребро – ладонь - на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Развитие реципрокной координации.
Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
Упражнения только на развитие динамического праксиса:
1. Пальчики поздоровались с большим по очереди – "привет!" (плавно и резко, ведущая рука – дополнительная рука – 2 руки вместе).
2. "Клубы дыма". Рука в кулак, один палец отставлен (все но очереди, имитация клубов – круговые движения вверх в воздухе.
3. "Рисуем чешую у рыбы". Разными пальцами рисуем чешую вверх, вниз. 5. "Альпинисты идут по горам". Палец – крюк, который цепляется за горы.
Расслабление пальцев кистей рук. (Вводится после сильного напряжения) Можно проводить после каждого упражнения.
1. "Погладим котенка". Головка – спинка – хвостик – сбрасывающие движения, 3-5 раз каждой рукой.
2. "Курочка пьет воду" – сбрасываем руки назад. "Курочка клюет зерно" – сбрасываем руки вперед.
3. "Веселые маляры" – широкие размахи одной рукой, затем другой, потом 2-мя руками.
4. "Качаем лодочку" – соединить ладони и качать вправо-влево.
Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
«Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Психолог, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
Лепим из пластилина (или теста)
- кружок;
- цифру;
- букву;
- животное;
- ощупать предмет с закрытыми глазами и слепить его из пластилина.
Игры с рисованием.
Графические пробы
– зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу.
– заборчик
– дом – башня (зубчик-заборчик)
- Опознание предмета. Ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
- Прохождение по дорожкам;
- Лабиринт;
- Срисуй с образца;
- Что нарисовано у тебя на ладошке? Нарисуй на листочке.
Заминка
Игра «Быстро, без ошибок». Психолог показывает и заучивает с детьми несколько кинестетических поз, затем быстро называет их и показывает то верные, то неверные знаки. Дети должны быть внимательны и показывать нужные позы.
«Цветок». 1 ч. Пальцы обеих рук образуют бутон цветка. Затем он начинает раскрываться по лепесткам (сначала размыкаются мизинцы, затем безымянные, после этого средние, указательные и большие). Запястья на размыкаются. Кисти рук образуют цветок, напоминающий тюльпан. 2 ч. Все в обратной последовательности.
Массаж пальцев. После работы каждый пальчик необходимо помассировать, кисти рук сжимать и разжимать.