Соболева Анна Алексеевна
Социо-игровые задания для детей среднего и старшего дошкольного возраста с применением элементов педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Социо-игровые задания с применением элементов современных педагогогических технологий для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Рекомендации к использованию:
-Цели, задачи предложенных к практике игровых заданий педагог может усложнить или упростить в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников, а также программных задач.
«Да-нетка»»-ТРИЗ
Цель: создание условий для познавательного развития дошкольников.
Публикация «Социо-игровые задания для детей среднего и старшего дошкольного возраста с применением элементов педагогических технологий» размещена в разделах
Задачи :
-Систематизировать знания детей по лексической теме;
- Учить анализировать объекты, задавать вопросы;
- Развивать внимание, мышление, речь у детей4
- В оспитывать желание действовать вместе, сообща.
Ход игры:
1 вариант. Ведущий загадывает предмет. Остальные пытаются угадать задуманное, задавая вопросы, на которые он отвечает лишь «да» или «нет». Можно предмет, картинку спрятать в коробочку. Можно предложить детям объединится в команды, за отгаданный объект дети получают фишку- соревновательный эффект. Ведущего могут выбрать дети, но на первоначальном этапе игры ведущим является педагог.
2 вариант. «Спрятанное слово»
Тот, кому досталось отгадывать, выходит из комнаты на время, пока все остальные договариваются, какое слово загадать. Затем ведущий (у него может быть помощник) возвращается и начинает одному за другим задавать вопросы (живое или неживое, съедобное, цвет, размер, вес, способ использования). Тот, кого спросили отвечать должен «да» или «нет». Место водящего занимает тот, на ком слово отгадано. Но перед этим он платит фант. Если, отвечая, ошибается, то тоже платит фант. Если не угадал, то тоже платит фант.
«Превращение предмета» (ТРИЗ)
Цель: создание условий для развития нестандартного мышления у воспитанников.
Задачи :
- Учить детей креативно мыслить, высказывать предположения;
- Развивать фантазию, самостоятельность у детей;
- Воспитывать умение работать в команде.
Описание игры. Любой предмет из обихода предлагается «превратить» в нечто другое, но не с помощью слов, а через целесообразные движения (действия).
Например : линейку - в расчёску (причёсывается, в эскимо (есть мороженное, в зубную щётку (выдавливать пасту и чистить зубы) и т. п. Один ребёнок превращает, а остальные отгадывают. «Превращение» тренирует смелость и будит фантазию.
Можно предложить детям, объединившимся в компании какой-либо предмет: стакан, ложка, ручка и дать игровое задание придумать необычное назначение данному предмету и рассказать об этом каждой команде.
2 вариант «Обыграй превращение»
Ведущий передаёт по кругу предмет, называя его определённым именем, играющие действуют с ним так, как бы это было то, что назвал ведущий. Например, по кругу передаётся мячик, ведущий назвал его «яблоко» - играющие! «едят», «рассматривают», «нюхают», «моют», «чистят» и т.
Примечание. Игровое задание можно применить во время занятия, как игру-разминку, она способствует снятию эмоционального напряжения у детей и в тоже время концентрирует их внимание.
«Подзорная труба» (ТРИЗ)
Данный приём используется в системе ТРИЗ на занятиях по развитию речи при составлении рассказа по картине. Может интегрироваться с другими образовательными областями, например на занятии по познавательному направлению можно предложить детям объединившись в команды найти на картине все красные предметы или определённой формы. Назвать месторасположение объектов: слева, справа, наверху, внизу.
Цель: создание условий для развития связной речи у детей.
Задачи :
- Учить детей определять объекты на картине;
- Учить называть их характерные признаки, группировать и устанавливать взаимосвязи объектов;
- Развивать внимание, память, мышление;
-Воспитывать умение договариваться друг с другом.
Описание приёма. Воспитатель предлагает детям для рассматривания картины взять подзорную трубу (имитация руками) и перечислить, что на ней видно. Затем предлагает детям объединившись в компании сгруппировать объекты по определё нному признаку: 1 команда -рукотворный и 2 команда-природный мир; по функциональному назначению; форме; цвету и т. д.
Можно предложить воспитанникам выявить части одного объекта с помощью приёмов «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный».
«Озвучивание иллюстраций, картин»- (ТРИЗ)
Для озвучивания воспитатель выбирает картины в которых весь текст можно выдумать вольно, например : шум леса, изображенного на картине, голос кошки, песня бабушки, вой ветра, стук колёс, крик детей и т. п. Ребёнок или команда с помощью приёма «Подзорная труба» может выбрать фрагмент картины (команда, объект (ребёнок) и «оживить» желаемое.
Для того, чтобы речь соответствовала картинке, говорящему необходимо приспособить своё тело к тому делу, которое изображено на картинке. Упражнение захватывает речевую и мышечную деятельность, а также тренирует у детей точность зрительных оценок. Логические цепочки с использованием приёма «Ложная альтернатива».
(Технология ТРИЗ)
Игровое «Или-или» может проводится в компаниях детей и носить соревновательный характер. Во время произнесения логических цепочек внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предполагаемых ответов не является верным.
Воспитатель предлагает вразброс обычные загадки (загадки-описания) и лжезагадки, дети отгадывают их и называют их тип (ложная, обычная).
Примерные варианты :
-Сколько будет 5 и 4: 9 или 12?
-У Машиной мамы пять дочек: Юля, Аня, Оля, Катя. Как зовут пятую?
(Маша)
-Что растёт на ёлке - шишки или сливы?
-Назовите часть суток, которую я не назову: «Утро-день-ночь»(вечер)
-Кто быстрее плавает - гусь или петух?
-Это птица, но не обитает в нашей стране. Попадает сюда в качестве гостя. Герои мультфильмов использовали эту птицу, как условную мерку.
-Похожа на птицу, но не летает и не плавает, а доставляет огорчение лентяям.
-Чем питается бурый медведь зимой рыбой или мёдом?
- Совершенству этой вещи нет предела. Они ходят сутками, но остаются на месте.
«Ассоциативный куст» («Технологи развития критического мышления») и мнемотехника.
Данный приём используется на занятиях и свободной деятельности. Может применяться в индивидуальной, групповой и подгрупповой работе.
Цель: создание условий для ассоциативного мышления у воспитанников.
Задачи :
- Учить детей устанавливать взаимосвязи объектов;
- Систематизация знаний по лексическим темам;
- Развивать умение у воспитанников отстаивать своё мнение в игровом общении ;
- Воспитывать желание к сотрудничеству детей между собой.
Описание приёма. Педагог предлагает детям из предложенных картинок выбрать ту картинку, которая ассоциируется у детей с какой либо темой. Например, выбрать картинки, которые по мнению ребёнка относятся к теме «Осень».
Каждый ребёнок высказывает свою точку зрения по выбранной картинке, говорит почему он выбрал именно эту картинку.
После высказываний детей можно предложить воспитанникам объединиться в компании и составить каждой команде рассказ по выбранным картинкам (выложить мнемодорожку из картинок). Можно предложить детям отправиться в «Страну Небывальщина» и составить рассказ- небылицу. Дети выслушивают рассказы детей «ходят в гости».
«Пирамида предсказаний» («Технология развития критического мышления»)
Цель: создание условий для развития у детей критического мышления.
Задачи :
-Учить детей строить гипотезы и обсуждать их со сверстниками;
- Развивать внимание, коммуникативные способности у воспитанников;
-Воспитывать у детей способность к принятию согласованного решения в командном взаимодействии.
Описание приёма. Воспитатель предлагает капитанам команд выбрать конверт с заданием. В конверте картинка- иллюстрация к сказке и картинка одного сказочного героя. Детям предлагается «поселить»сказочного персонажа в сказку (картинка-иллюстрация) и подумать, что произойдёт если он там окажется. После обсуждения в командах капитаны высказывают совместно выбранную детьми гипотезу.