МААМ-картинки

Социо-игровые технологии

Дегтярева Наталья
Социо-игровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Аты-баты с характеристикой

Дети объединяются по тройкам и каждая оборудует рабочее место. Расставив стулья в один большой круг, все садятся так, чтобы каждой тройке удобно было шушукаться.

Буква по воздуху

Дети выбирают ведущего. Он, стоя к ним спиной, пишет по воздуху крупную букву. Все отгадывают её. При этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего, что для дошкольников весьма полезно.

Буква-хоровод

Публикация «Социо-игровые технологии» размещена в разделах

Группка детей, вызванных в центр комнаты, взявшись за руки, своим хороводом-змейкой, вьющейся за ведущим (сначала им становится воспитатель, затем может быть и один из детей, прописывает букву, которую он загадал. Участники хоровода и зрители отгадывают её.

Бытовые механизмы

Дети находят в книжках, журналах, рекламных буклетах изображения различных бытовых приборов (электрочайника, кофемолки, утюга, швейной машинки, холодильника, радиоприёмника и т. п.). Наклеив их вырезанные изображения на картонки, складывают получившиеся билетики в «шапку»

В заплатки (способ деления на две команды) – см. : Деление на команды (объединение в «малые группы»); а также Туристы и магазин

«Во городе царевна» см. : Хороводы

Волшебная палочка

Какой-то предмет – ручка, карандаш, линейка и т. д., – превратившись по общему уговору в волшебную палочку – в произвольном порядке передается друг другу детьми, которые сидят полукругом (на стульчике или на ковре). Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее установленному заказу-правилу.

Вольный перевод – см. : Речь на цифрах

Воробьи-вороны

Играющие делятсяна две команды, которые становятся друг против друга (визави, одна команда называется ВОРОБЬИ, другая – ВОРОНЫ. Та команда, которую называет ведущий, ловит (салит, другая команда убегает. Ловят и убегают до определенной черты, на два, три шага сзади стоящей команды.

Ворот с «перетян шками»

«Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые буду изображать из себя «ворота». Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например, «василек» и «ромашка» или «сосна» и «елка».

Встать «по пальцам»

Исходное положение: все дети сидят. Воспитатель, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Он поворачивается к детям – их должно стоять ровно столько, сколько было показано пальцев.

Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)

Выбор водящего или капитана с помощью, например, считалочек, поможет воспитателю за короткий отрезок времени настроить детей на деловой лад и создать игровую атмосферу. И первое, и второе являются важными компонентами обучающих занятий.

Выкуп фантов

Разыгрывание фантов или залогов является старинной забавой. Фанты, до этого собранные в предыдущих играх, складывают в шляпу, шапку, сумку, коробку – «в шапку» – и выбирают остроумного выдумщика, которому поручают назначать задания владельцам фантов.

В «Яшу» и «Машу» – см. : Жмурки

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» – см. : На память физических действий (ПФД)

«Где стоишь? На мосту» – см. : Жмурки

Горелки

Игра совсем простая и не очень утомительная. Поэтому в горелки можно играть после других, сложных и напряженных игр или когда соберется такая компания, где много девочек.

Города с небывальщиной

Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой, кто будет начинать. Тот произносит, например, следующее: «Я поеду в Смоленск», – и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?». Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с той же самой «буквы» (то есть звука) что и названный город (то есть с «эс»).

Горшки

Выбирается один ведущий (покупатель, остальные делятся по парам. «Горшки» (на схеме обозначены кружками) сидят на корточках в центре; хозяева (обозначены квадратами) стоят рядом и зазывают покупателя, расхваливая товар. Ведущий обходит товары разных продавцов, торгуется.

Грибы и лукошки – см. : параграф «Мудрость традиционных жеребьёвок» в статье О педагогическом потенциале микрогрупп (первый раздел Карманной энциклопедии).

«Да» и «нет» не говорите

От четырех до двенадцати человек рассаживаются полукругом. Выбирают ведущего из самых опытных в этой игре, имеющих для неё большой запас вопросов. Ведущий начинает с традиционных слов…

Деление на команды (объединение в «малые группы»)

Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция между детьми, которые начинают находить подходы друг к другу. В некоторых случаях они открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята малая группа (команда).

День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает

Традиционная детская игра. После того, как ведущий (воспитатель или ребёнок) произносит первую половину зачина – «День наступает – всё оживает!» – все участники движутся по комнате в хаотическом беспорядке (бегают, прыгают, танцуют, играют в догонялки и т. п.).

Детские стихи по ролям

По-ученому это игровое задание можно было бы назвать диалогом в разных интерпретациях. Заключается оно в репетиции сценки (на основе, например, небольшого отрывочка с диалогом из популярных детских стишков, которые потом все группки показываются в нескольких отличных друг от друга вариантах.

Дядя Трифон – см. : Хороводы

Жеребьёвки – см. : Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)

Живая буква (строим букву)

Группка детей «строит» из себя какую-то букву, как застывшую живую пирамиду, а все остальные зарисовывают, записывают и отгадывают её.

Животные

Играть животных – одна из самых традиционных форм детской драматизации. Вера, смелость, игра как таковая, наблюдательность – вот слагаемые превращений в животных. Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить особенности поведения, повадки домашних животных от диких и от поведения зверей в зоопарке.

Жмурки

В народе известны разные варианты жмурок. Все они способствуют сближению участвующих друг с другом. Веселее всего проходят жмурки с элементами комической инсценировки.

Заводные человечки

Воспитатель на глазах детей рисует схему и объясняет, что это заводные человечки, которые делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Дети, гладя на схему, несколько раз повторяют позы под диктовку воспитателя (ведущего) номеров, их обозначающих.

Загадочные сокращения (аббревиатуры)

Воспитатель предлагает детям «расшифровать» ряд общепринятых аббревиатур (ДК – дом культуры, ТВ – телевизионное вещание, ТЦ – торговый центр, ПК – персональный компьютер) и сокращений (детсад, исполком, завхоз и т. д.). После того, как все дети вспомнили самые распространенные аббревиатуры и сокращения, начинается игра. Дети разгадывают аббревиатуры, сочиненные всеми и каждым участником занятий.

Заданные слова

Участники объединяются по двое или по трое. Им всем задается небольшая фразочка, которой нужно найти оправдание, то есть сконструировать ситуацию, в которой она могла бы быть произнесена. Дети выдумывают людей, участвующих в этой ситуации, выбирают поведение говорящего и поведение слушающих или не слушающих его, договариваются о характере произнесения слов.

Заданный жестУпражнение на психологическое оправдание задаваемого жеста: «взмах руки», «сжимать и разжимать губы», «втянуть (или вытянуть) шею» и т. п. Заданный жест должен быть включен в какую-нибудь сценку-историю (то есть целостный микроэтюд).

Замри – запомни, повтори, «оживи»

Игровое задание, смысл которого в сигнале-команде «ЗАМРИ», может раздаваться в разные моменты занятий и в самых разных ситуациях. Оно эффективно при перемещениях детей по комнате. Особо полезно подавать эту команду во время заданий на СКОРОСТЬ.

За себя не отвечаю

На занятии с детьми подготовительной группы выбираетсяводящий. Остальные усаживаются в два ряда напротив друг друга, парами. Водящий идет между ними и задает любые вопросы кому-то из сидящих то с одной стороны, то с другой. Но отвечать на вопрос всегда должен только сидящий напротив.

Игра в «завершения»

Играющие встают (или садятся) вкруговую. Один из них скандирует:»Из кармана у Аркашки Вечно сыплются БУ…» Остальные по эстафете добавляют: «БУмажки, БУкашки БУлки и т. д.»

Испорченный телефон

Вариант известной детской игры. Вся подготовительная группа расставляют стулья в два ряда (с расстоянием одного-двух шагов между рядами). Когда они рассаживаются, то получается две команды. Задача каждой команды как можно быстрее, начиная с первого стула в ряду (или с последнего – на следующий кон, передают заданное слово: шепотом, на ухо один другому так, чтобы все в ряду-команде по цепочке получили и передали одно и то же слово.

Каравай – см. : Хороводы

Клубок

Старинная подвижная игра с пением. Все стоят цепочкой, взявшись за руки. Один конец цепочки неподвижен. Вокруг него клубком плотно закручивается нить цепочки под непрерывное пение участников.

Коза – см. : Хороводы

Колпачок – см. : Хороводы

Костюм-превращение

Детям предлагается «наряд ться». Детали для ряжения могут быть и реальными, и частично воображаемыми (в театральной педагогике сказали бы – «на память физических действий»).

Кузовок – см. : Эстафета

Кувшинчик

В эту народную игру хорошо играется на свежем воздухе. Записана она была фольклористами в Смоленской области. Один из участников игры – водящий. Он берет мяч – «кувшинчик» – и, ударяя им о землю, скандирует…

Летает – не летает

Все дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол. Вожак начинает игру. Называет птицу либо летучее насекомое, а назвав его, подымает палец вверх и быстро опускает его на стол. Дети должны делать то же.

Ловить зверюшку

Исполнители по очереди «тянут» билетики, в которых изображено (схематично «от руки», или с помощью вырезанной из какого-нибудь глянцевого журнала красочной фотографии или рисунка профессионального художника, кого они должны ловить…

М риться на палке – см. : Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)

Метка – см. : Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)

«На кул чках» – см. : Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)

На память физических действий (ПФД)

Ребёнок, вышедший на сценическую площадку (например, на середину ковра в комнате, где проходят занятия) начинает выполнять манипуляции с воображаемыми предметами, то есть действует точно так, как если бы он действовал с реальными предметами.

На 5 органов чувств

Сценки-этюды можно задавать на одно, два, три, четыре, пять «чувств». Выдумывать место и обстоятельства действия каждый может сам, главное требование – чтобы по правде «прожить» кусочек выдуманной истории.

Объединение в «малые группы» – см. : Деление на команды

Одно и то же по-разному

Группке детей предлагается показать, кто как, например, летает. Звучит: покажите как летает бабочка, – дети показывают. Потом они показывают как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и т. д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием начинают улавливать.

Озвучивание иллюстраций, картинок, кадров из мультфильмов

Более сложными являются картинки, озвучивая которые, можно сыграть диалог из уже знакомой сказки или рассказа. Зрители же в это время…

«Ой, ребята-кавалеры» – см. : Хороводы

Откуда и куда (почта)

Каждый из присутствующих громко называет какой-нибудь город или другой известный всем собравшимся населенный пункт (например, соседний поселок или хутор). Надо только, чтобы выбранные названия не совпадали у разных игроков.

Паучок – см. : Хороводы (Колпачок)

Письмо из букв

Деловито-игровая переписка детей друг с другом по простым и нехитрым поводам своей жизни на занятиях: «З. Д.» – завтра дежурство, «Я Б. Т.» – я боюсь темноты.

По алфавиту

Когда в подготовительной группе все дети знают имена друг друга и многие из них знакомы с буквами или даже уже читают по складам, на доску вывешивается большая таблица с алфавитом. Все дети объединяются в две команды. По сигналу воспитателя каждой команде предлагается выстроиться в ряд по алфавиту первых букв своих имен. Кто быстрее?

Полетушки – см. : Летает – не летает

Помощь в превращении

Если стул кто-то из детей превращает в мотор автобуса, то те, кто рядом могут стать пассажирами, кондуктором или слесарями в автопарке и т. п.

По правде и понарошку

Игровое задание рассчитано на детей подготовительной группы. Заключается оно в том, что сначала выполняется реальное дело – например, искать спрятанную в комнате ленточку или небольшую игрушку. Затем всё это делается «понарошку», то есть выполняющий, зная, что предмет не спрятан, всё же пытается его искать так же, как искал по правде.

Почта – см. : Откуда и куда

Превратился сам

Группке детей (3-4 человека) предлагается «превратиться» в кусты, деревья, цветы, игрушки, инструменты, овощи, ягоды, фрукты, хлеб и т. д. Превращения можно задавать в такой форме: «Мы входим в … (пауза, собирается внимание) …спортивный магазин. Раз… Два… Три.».

Превращение комнаты

Игровое задание превратить комнату во что-то другое выполняется за счет правдивого исполнения соответствующих действий. Ребёнок что-то делает в комнате, и мы понимаем, что это уже не комната, а, например, лес или вокзал…

Превращение предмета

«Превращая» карандаш, дети начинают завинчивать шурупы, подпиливать ногти, пускать мыльные пузыри…

Придуманные разговоры («У дети»)

Многие старинные игры содержали придуманные на ходу диалоги-импровизации. До сих пор широко известна игра «Бояре»

ПФД – см. : На память физических действий

Разведчики (связаться глазами с партнером)

Каждый ребё нок по сигналу: «Связывается глазами!», – не сходя с места, находит того, кто смотрит именно на него и тогда они «сцепляются» друг с другом своими взглядами.

Разрезанная открытка – см. : Деление на команды (объединение в малые группы)

Разыгрывание фантов – см. : Выкуп фантов

Рассказ по карточкам

Дети изготавливают карточки. На каждой из них они приклеивают изображения предметов (сумка, холодильник, форточка и т. п.) и действий человека (идет, бежит, плывет, спит, говорит [по телефону] и т. д.). Все карточки складываются в кучу (шапку, перемешиваются, и каждый играющий вытаскивает по одной или две карточке.

Рассказ-рисунок о том, что вижу

Воспитательница просит описать то, что находится у неё за спиной так, чтобы она хорошо себе представила, а затем, при проверке «своими глазами», не увидела ничего нового. Ничего из того, что не было бы названо детьми.

Растеряхи (змейка)

Все становятся друг за другом, и каждый дает одну руку, например правую, переднему, а левую заднему игроку, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят.

Впереди, в голову змейки, становится кто захочет, но он должен быть из тех, кто посильнее, так как ему придется тащить за собой всю змейку…

Речь на цифрах (истории в цифрах; изложение и сочинение историй; вольный перевод)

Ведущий (воспитатель или один из детей) рассказывает в числах небольшую историю («Раз два три, четыре пять: «Шесть семь восемь Девять?». Десять одиннадцать – двенадцать тринадцать. Четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать: «Семнадцать!»»

Рифмы на «-ок» – см. : Эстафета

Руки-ноги

Все дети стараются безошибочно выполнять простые движения по сигналам воспитателя: по одному хлопку поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность.

Ряжение – см. : Костюм-превращение

Связаться глазами с партнером – см. : Разведчики

«Сиди, сиди, Яша» – см. : Хороводы

«Сижу, сижу на камушке» – см. : Хороводы

Сказки на татабарском языке – см. : Речь на цифрах (история в цифрах; изложение, сочинение историй; вольный перевод)

Скороговорки – см. : Эстафета

Слова на одну букву

Традиционная игра с детьми. Начинается со слов: «Здесь, вокруг нас…», «я вижу…», «на пароход грузили… (или выгружали)», после чего перечисляются слова, начинающиеся с какой-то добровольно выбранной буквы.

Слухачи

Выбирается водящий (или команда водящих из трех-четырех человек, и он (или они) выходят из помещения. Остальные играющие задумывают слово, например: бумага. Выбирается известный мотив – один на всех.

Когда водящий (или водящая команда) входит, то одна группка поет: «бу-бу-бу-бу-бу», другая – «ма-ма-ма-ма-ма»

Слушать за окном, за дверью

По заданию воспитателя все сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах улицы, или коридора, или верхнего этажа и т. п. В каждом случае всё услышанное участники по очереди перечисляют (добавляя) и объясняют.

С миру по букве

Задание заключается в следующем: какая команда сумеет за одну-две минутки сочинить более или менее связное предложение, в котором как можно больше слов были бы на определенную букву.

Составь слово

Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, а также в собирании и чтении слов на скорость.

Сочинение (или изложение) историй – см. : Речь на цифрах (истории в цифрах; вольный перевод)

Сочинение историй-сценок с костюмами

Называется или выбирается два-три персонажа-костюма, дети выдумывают историю, объединяющую их: где, когда, чем началось, что произошло, чем кончилось. Важно, чтобы сценка игралась с минимумом слов, весь упор – на происходящее действование каждого из исполнителей.

Спецы и небывальщина

Играющие садятся в круг. Каждый выбирает себе специальность: шофер, учитель, швея, художник, врач, аптекарь, космонавт, балерина и т. д. – и объявляет её…

Спор предлогами

Игры в предлоги – у, с, к, в, о, за, под и т. д. – всегда вызывают у детей активный интерес и удовольствие.

Об одной картинке между 2-3 группками разыгрывается «спор» :

Спрятанное слово

…место водящего занимает тот, на ком слово отгадано. Но перед этим он платит. Так же делается и в том случае, если кто-то, отвечая, ошибётся…

Тумба, тумба, где ключи

Все игроки делают себе «домики» — очерчивают мелком кружок или кладут на ковровое покрытие детский гимнастический обруч. Когда игрок занимает домик, то он становится тумбой. Водящий перебегает от одного домика к другому…

Тише едешь — дальше будешь

Традиционная детская игра, в которой все участники отходят от к противоположной стене и встают за черту. Ведущий отворачивается от них…

Туристы и магазин

…команда занимает своё место на витрине-прилавке и застывают, превратившись в товары. К магазину «подъезжает» автобус. Из него «выходят» туристы и входят в магазин. Для того, чтобы туристу купить товар, нужно отгадать, как он называ

Угадайка

Ведущий загадывает или какой-нибудь всем известный предмет, или географическое название, или фамилию знаменитого человека. Остальные пытаются угадать задуманное, задавая вопросы, на которые угадавший отвечает лишь «да» или «нет».

«У дети» – см. : Придуманные разговоры

Фраза (предложение) с заданными словами

Ведущий называет любой набор слов: «Лестница, человек, часы» или «Течет, шум, машина» (наборы лучше всего составлять по случайному принципу). Участникам предлагается составить фразу (единую смысловую картинку, в которой были бы все заданные слова.

Ходить след в след

Задание заключается в подстраивании к партнеру, идущему впереди тебя. Ставить ногу можно только в освободившийся «след». Так идет вся цепочка. Для оправдания можно выдумать, что идем через болото, или по грязи, или через ручей по камням, тогда можно не просто идти, а прыгать и выбирать, куда поставить ногу.

Хороводы

Раньше хороводы, как говорили деревенские старожилы, не «водили», а «играли». Специалисты же, обращая внимание на какую-то одну (редко две) стороны хоровода – кто на музыкальную, кто на поэтическую, кто на хореографическую, – по сути дела, оставляли в тени сторону игровую.

Чтение с эхом – см. : Эхо

Штандер – см. : Кувшинчик

Шумы

Дети определяют, «где это было», по тем шумам, которые издают два (или один) невидимые зрителям «звукооператоры».

Изобразить какую-то жизненную картинку, эпизод, обстоятельство только с помощью воспроизведения соответствующих звуков, увлекает многих детей.

Эстафета

Все участники эстафеты садятся в большой круг. По сигналу воспитателя они по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме – так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Порядок вставания можно менять…

Эстафета считалочек – см. : Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)

Эхо

Присутствующие отвечают на звуки ведущего (воспитателя или одного из детей) дружным эхом. Например, на хлопок взрослого детям удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздается упругий, без рикошета хлопок всей группы.

Публикации по теме:

«Поможем Федоре». Примерный конспект НОД для старшей группы по теме «Посуда» с использованием социо-игровой технологии Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Посуда» Задачи: Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас,.

Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения»Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения» Главным направлением в деятельности МБДОУ детского сада «Колобок» является- подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии по теме «Корова»Игровые технологии по теме «Корова» 1. Театрализация песни «Кто пасется на лугу.» (см. видео)-"Далеко,далеко на лугу пасутся ко. " 2. Беседа с детьми по плану с использованием.

Игровые технологии по теме «Коза»Игровые технологии по теме «Коза» Одной из форм организованной образовательной деятельности является педагогическая игра. Она вовлекает дошкольника в активную работу,развивает.

Игровые технологии по теме «Мышка-норушка»Игровые технологии по теме «Мышка-норушка» Не первый год живёт в Математическом уголке свинка Ненила (уверена,что не только у нас), подкармливаем периодически желудями, тыквенными.

Игровые технологии по теме «Пчела»Игровые технологии по теме «Пчела» Игровое упражнение " Пчёлки на лугу ". - Ты куда спешишь, пчела? - Извините, ждут дела! Каждый луговой цветочек Ждёт меня с утра до ночи.

Консультация «Игровые технологии. Квест-игра»Консультация «Игровые технологии. Квест-игра» Консультация для воспитателей «Игровые технологии. Квест-игра»Подготовила: Моисеева Л. М. 1 слайд: «Игра - пространство «внутренней социализации».

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социо-игровые технологии
Опубликовано: 22 октября 2021 в 18:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социо-игровые технологии» (включая файлы) размещена пользователем Дегтярева Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД