сания муртазина
Социальный проект — интерактивная форма сотрудничества с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ-ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Муртазина С. А. ,
воспитатель МОУ СОШ р. п. Старотимошкино МО «Барышский район»
Аннотация. В данной статье отражен опыт работы дошкольных групп МОУ СОШ р. п. Старотимошкино по формированию социально-коммуникативных навыков детей через совместные семейный социально-значимый проект по изучению топонимики родников поселка Старотимошкино. Автор раскрывает понятие «социально-коммуникативное развитие» дошкольников и доказывает положительное влияние совместных проектов на развитие социокультурных норм у детей дошкольного возраста.
Публикация «Социальный проект — интерактивная форма сотрудничества с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, образовательный стандарт, социальное партнерство, интерактивные формы работы с родителями, игровые формы работы, социальное развитие, социальный опыт, социокультурное пространство.
В соответствии с ФГОС ДОО образовательная область «социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий [7, с. 48]
В последнее время все большую значимость приобретает положение Л. С. Выготского о том, что построение и формирование высших форм психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. «Социальная ситуация развития, – пишет Л. С. Выготский, – является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью». [1, с. 2]
Многими авторами отмечается роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. [4, с. 36]
Исследования М. И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни ребенка. [8, с. 59]
Жизнь ребёнка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постоянно формируются коммуникативные навыки.
Внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства с родителями, включение родителей в образовательный процесс - это фактор повышения эффективности функционирования дошкольной организации.
Семейные проекты позволяют организовать образовательную деятельность в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДОО. В семейных проектах реализуется принцип поддержки семейных проектах реализуется принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам.
Учитывая это, нами был разработан социально-педагогический проект по изучению и сохранению родников нашего поселка «Живая нить между прошлым и будущим».
Основываясь на положения Концепции социального развития С. А. Козловой о социальной действительности, как важном средстве воспитания ребенка дошкольника, значимым средством формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков следует рассматривать объекты и события социальной и культурной среды. .[1, с. 6]
Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода - есть жизнь. Живет родник, значит, живёт и здравствует население. К сожаленью, мало кто знает об истории родников нашего поселка. Опросив старожилов поселка, мы выяснили, что известны названия только 5 родников. Но почему они так названы, можно только предполагать. Поэтому мы решили совместно с родителями воспитанников изучить родники нашего поселка и рассказать о наших открытиях жителям поселка.
Цель проекта - создание единого социокультурного пространства для формирования социально-коммуникативных навыков детей. Проект «Живая нить между прошлым и будущим» является комплексным подходом к формированию социокультурных норм, т. к. объединяет познавательный, мотивационный и коммуникативный компоненты, участниками являются педагоги, сотрудники дошкольных групп, родители, воспитанники дошкольных групп, жители поселка Старотимошкино. Родители, в свою очередь, получают и накапливают педагогические знания в области социально-коммуникативного развития своих детей.
Изучение родников происходит на основе исследовательской деятельности, что предполагает как самостоятельную активность детей, так и практическое взаимодействие ребенка с родителями. Итогом является подготовка фотоотчета о роднике, а также его защита. Данный метод способствует развитию навыков связной речи, предпосылок поисковой деятельности, расширению представления о разнообразии форм детской досуговой и образовательной деятельности, социализации личности ребенка.
Через игровую форму наиболее эффективно создать ситуацию, которая вызовет у воспитанников положительные эмоции и переживания, побуждает их к активному участию в познавательной и практической деятельности. В процессе реализации проекта «Живая нить между прошлым и будущим» нами были использованы различные игры по изучению родников, которые мы разработали совместно с родителями: «Волшебный кубик», «Домино», «Собери пазл», «Карта сокровищ».
Игровая форма использовалась и для изучения родников семьями воспитанников. В путешествии по родникам ребята с родителями отправились с волшебными рюкзаками, в которых лежали альбомы и карандаши для заполнения результатов экскурсии, сказочные персонажи. В альбомах каждая семья описала родник, его топонимику и украсила страничку семейной фотографией на роднике.
После того, как все семьи посетили родники и заполнили странички альбома, прошла защита работ в рамках устного журнала. Каждая семья представила на страницах Устного журнала познавательную информацию, которую они получили во время посещения родника и общения со старожилами.
Для расширения кругозора дошкольников за счет снятия территориальной ограниченности дошкольных групп мы организовали экскурсии по родникам поселка на автобусе. Привлекли к участию в экскурсиях обучающихся начальной школы. Экскурсию проводили воспитанники старшей группы, примеряя на себе роль гидов. После изучения топонимики родников поселка, мы совместно с семьями воспитанников сделали паспорта родников. Для этого провели ряд исследований и опытов по изучению состава воды, флоры и фауны родников. В этом нам помогли учителя школы и местные жители.
С помощью данных мероприятий мы провели большую агитационную работу по сохранению родников поселка среди населения.
Особое внимание во время экскурсий уделили роднику «Тимай», который в этом году усилиями жителей поселка был капитально отремонтирован. Таким образом, мы привлекли внимание детей уважать труд взрослых. В этом году нами запланировано провести ряд мероприятий по благоустройству родников совместно с семьями воспитанников, привлечением администрации поселка.
В результате работы по изучению родников были расширены представления детей о малой родине – р. п. Старотимошкино, развит познавательный интерес к окружающей действительности, сформирована связная речь, детьми был приобретен опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, сформированы способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, сформирована адекватная самооценка, сформированы навыки поведения в общественных местах, в пассажирских средствах передвижения, формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Проект способствовал активизации родителей, обогащению опыта приемами практического взаимодействия с ребенком в семье.
Этот проект позволил родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка в поведение в обществе, причины трудностей во взаимоотношениях.
Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями воспитанников дошкольных групп дало положительные результаты. Многие родители стали активными участниками всех дел дошкольных групп и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, что это нужно не потому что, хочет воспитатель, а потому что это важно для развития их собственных детей.
Список литературы
1. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20. – URL : https://e-koncept.ru/2015/95120.htm.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-синтез, 2008. 2 3. Я. Л. Коломинский, О. В. Стрелкова. – Минск : Выш. шк., 2013. – 109 с.
4. Коломинский, Я. Л. Психологическая культура детства : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Мухина В. С. Детская психология/ под ред. Л. А. Венгера. –М. : Просвещение, 1985. –272 с. 2. Репина Т. А. Социально психологическая характеристика детской группы. –М. : Педагогика, 1992. –232 с.
5. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Новые ценности образования (Самобытность детства). – 2007. – № 3. – С. 79–108.
6. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : Сфера, 2010.
7. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. -3-е изд. ,испр. и доп. -М. :Мозаика-Синтез,2015.-368с.
8. Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - М. : Смысл, 1999. - С. 150-166.
9. Серова З. А. Поставить на крыло. – СПб. : ОЦ Гармония, 2015.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155. – 9 с.