Исакова
Социальный интеллект ребенка как основа успешного социального взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный интеллект ребенка, как основа успешного социального взаимодействия
В условиях современной действительности с постоянно изменяющейся социокультурной ситуацией возникает необходимость развития и использования человеческого потенциала. Возрастают требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека, к его пониманию и интерпретации не только происходящих вокруг социальных изменений, но и собственного поведения и поведения других людей. Необходима мобилизации личностных ресурсов и нахождения нужных средств и действий для достижения успешного социального взаимодействия, развитие умения правильного понимания и интерпретации происходящих в мире социальных событий.
Темочки:
Первой ступенью на пути формирования личности, отвечающей данным требованиям общества, является детский сад, где с расширением круга общения у ребенка развивается чувствительность, социально-перцептивные способности. Эти способности определяются как социально-психологическое свойство личности, возникающее в процессе ее взаимодействия с другими людьми и обеспечивающее адекватное отражение психических состояний человека, его свойств, качеств и отношений. Поэтому одной из важнейших задач детского сада, как модели общества, должна стать адаптация к изменившимся условиям и требованиям, а также к новым формам взаимодействия со сверстниками и не только, социализация ребенка и формирование его социальной компетентности. Показателем социальной компетентности детей является психическое образование, которое в современной психологии принято называть социальный интеллект. Основная функция социального интеллекта - "понимание самого себя и себе подобных в постоянном видоизменении психических состояний и межличностных отношений, прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретация поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений". Развитие социального интеллекта является одним из важнейших условий успешной социальной адаптации детей.
«Являясь когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, социальный интеллект обеспечивает самопознание, саморазвитие и самообучение, умение прогнозировать и планировать развитие межличностных событий и представляет собой четкую, согласованную группу ментальных способностей, определяющих успешность социальной адаптации».
Т. о. социальный интеллект - системное качество личности, сочетающее комплекс интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, обусловливает интерпретацию информации и поведения, позволяет прогнозировать развитие межличностных ситуаций, проявлять гибкость к социальному взаимодействию и принятию решений.
Его формирование происходит путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта, освоения определенных позиций, ролей и функций. В социальном интеллекте присутствует момент, который кардинальным образом отличает его от других видов интеллекта, этот момент заключается в возможности обращения к внутреннему опыту.
Для диагностики социального интеллекта необходимо подобрать ряд методик, позволяющих изучить уровень развития отдельных компонентов, входящих в структуру социального интеллекта, таких, как:
• социальный интерес;
• эмпатия;
• социальная память;
• способность к прогнозированию;
Необходимо учитывать возраст детей, их эмоциональное состояние, это позволит исследователю найти оптимальные пути для успешного вхождения в детский коллектив и создаст доверительную атмосферу внутри него. За исследователем остается выбор того, какие цели в выполнении тех или иных заданий будут поставлены перед детьми. Одним из вариантов мотивирования детей к сотрудничеству, является налаживание с ними личного контакта. После расположения их к себе с помощью несложных игр, демократической манеры общения мотивацией добросовестного выполнения заданий для детей становятся ваши дружеские отношения.
Исследования социального интеллекта дошкольников показало, что социальные интересы у большинства детей проявляются слабо. Практически все ребята предпочитают живому общению общение с техникой (телефон, компьютер, телевизор) и лишь небольшое количество указывают в своих интересах игры с друзьями и увлечения опосредованным образом относящиеся к социальному интересу.
Диагностика эмпатии проводится на различном материале: литературном, художественном, по фотографиям. Обычно эмпатия развита и у мальчиков и у девочек с незначительной разницей и находится на среднем уровне. Дети без труда распознают основные эмоции (радость, грусть, страх и т. д.) и дают им определения, тогда как более тонкие чувства, которые они, без сомнения, переживали не находят у них отклика (безразличие, спокойствие, стыд и т. п.). Из этого следует вывод, что не смотря на широкий спектр эмоций и чувств, которые успели пережить дошкольники, многие из них остаются для детей не осознанными, что приводит к неумению вербального самовыражения, а также к непониманию подобных, тонких чувств у литературных героев и окружающих людей.
В неразрывной связи с эмпатией находится способность к прогнозированию. Как и эмпатия, она находится на среднем уровне развития. Многие дети с трудом могут продолжить сюжет картины, однако встречаются и довольно подробные и логичные ответы, а также ответы, которые можно отнести к разряду фантазии, оторванной от действительности. Это может быть связано с тем, что диагностика проводилась на художественном материале, т. е. на картинах. Возможно, их анализ и интерпретация затруднены из-за отсутствия работы воспитателей по обучению восприятия предметов искусства. А между тем, искусство является одним из источников развития социального опыта, а следовательно и социализации. Ведь в какой бы роли ни выступил человек – в роли творца или в роли воспринимающего произведение искусства, это обогащает личность и способствует развитию коммуникативных навыков.
Используя характеристики низкой и высокой оценки социального интеллекта Е. Б. Моргунова, среди которых:
Низкие оценки
• плохое понимание причинно-следственных связей поведения, конфликтное разрешение проблем, неадекватное восприятие себя и плохая ориентация в нормах поведения;
• слабое владение невербальными средствами общения (мимика, пантомимика, ориентация на вербальные способы общения, ошибки в интерпретации слов;
• отсутствие гибкости в изменяющиеся ситуации поведения;
• плохая адаптация к различным системам взаимоотношений людей,
Высокие оценки
• Предвосхищение поступков людей. Хорошее понимание чувств, мыслей, и намерений людей. Четкое выстраивание стратегии своего поведения для достижения цели.
• Правильная оценка состояний, чувств и намерений людей по их мимике, позам, жестам.
• Высокая чувствительность к оттенкам взаимоотношений, правильное понимание речи. Быстрое нахождение правильного тона.
• Умение анализировать сложные ситуации. Понимание логики развития ситуации, высокая чувствительность к изменению смысла. Успешность получения ясной картины ситуации при неполных данных.
Можно провести первичную оценку социального интеллекта, не прибегая к сложным методикам.
Т. о. для повышения оценки социального интеллекта старшим дошкольникам необходимо обеспечить успешную интериоризацию, расширение и обогащение опыта общения, проводить коммуникативные и сплочающие тренинги, которые позволят им лучше понимать себя и окружающих по вербальным и невербальным признакам. Конечно, не стоит забывать и о креативности, развивая которую, мы сможем добиться гибкости в поведении и оригинальности мышления в различных нестандартных ситуациях, что и обеспечит успешное взаимодействие с окружающими.