Анна Совостьянова
Социальные навыки детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройство аутистического спектра в последнее время все чаще и чаще диагностируют у детей. Все это связано в первую очередь с тем, что данная проблема признается, и появилось большее количество специалистов в данной области. То, что раньше относили с детской шизофрении, научились правильно диагностировать. Но наличие правильного диагноза не дает ответа на вопросы большинства родителей о развитии социальных навыков и взаимоотношений ребенка с другими людьми. Этот процесс происходит очень медленно и, в большинстве случаев, «коряво». А если учесть, что все дети с диагнозом РАС, совершенно разные (одни гипочувствительные, другие гиперчувствительные, то процесс овладения различными навыками происходит совершенно по-разному и занимает разное количество времени. Многие родители испытывают дискомфорт, появляясь с таким ребенком на улице, детской площадки или в магазине. Некоторые предпочитают не ходить в гости, не выходить на улицу вообще, некоторые используют наклейки («Мой ребёнок особенный»). Наличие диагностов и отсутствие специалистов по работе с данной категорией детей, особенно в маленьких провинциальных городках, не делает жизнь родителе такова малыша комфортнее.
Темочки:
Я живу в городе Ейск, Краснодарского края, работаю учителем-дефектологом в детском саду компенсирующего вида и сталкиваюсь с этой проблемой постоянно. Родители моих воспитанников часто мне задают вопросы, связанные с развитием социальных навыков и взаимоотношений у детей с РАС. Дело в том, что у любого малыша от 2,5 до 5 лет формируется модель психического поведения. Этот процесс происходит не сам по себе, а на основе опыта взаимодействия с окружающими людьми. В первую очередь – это родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. Затем круг общения ребенка расширяется, и предметом для подражания становятся другие участники социума – приятели из детского сада, на детской площадке, люди на улице и в поликлинике, и так далее. Но у ребенка с РАС такая модель не формируется вообще, в связи с тем, что нарушена система коммуникации. В данной статье мне хотелось бы ответить на некоторые, остро интересующие, вопросы.
Почему, когда мы идём в гости или на детскую площадки, мой ребёнок не играет с другими детьми?
Когда несколько человек общаются между собой, то не всегда говорят по очереди и спокойно. Иногда они перебивают друг друга, смеются, используют различные жесты, могут похлопать по плечу или толкнуть. Навыком не перебивать собеседника порой не удаётся овладеть даже взрослым людям. Дети с нарушенной сенсорной интеграцией часто не понимают язык тела, социальные сигналы, которыми обмениваются обычные люди в процессе общения. Громкий смех, похлопывание по плечу, разговор нескольких человек одновременно, могут вызвать у него стресс. Организм включает защитные механизмы, и такой малыш чувствует себя лучше в одиночестве. Всем своим родителям и коллегам я рекомендую для прочтения книгу Кинга Стюарта «Мальчик, сделанный из кубиков». Это художественная книга о ребенке с расстройством аутистического спектра и его семье. В книге есть и взрослый человек с такой же проблемой, но никто этого не знает. Этот мужчина предпочитает играть в шахматы сам с собой, не соглашаясь играть ни с кем. Однако, легко впускает в игру главного героя романа и очень огорчается, когда тот не приходит в очередной раз.
Почему особенный малыш избегает общения на детских площадках? Что такое детская площадка? Здесь очень много подвесных, движущихся платформ. А малыш с нарушенной сенсорной интеграцией чувствует страх, когда его тело движется в направлении, противоположном силе тяжести. Для этого требуется обработка сенсорной информации на высоком уровне. По этой же причине такие дети не могут находиться в положении, когда голова ниже уровня тела, не умеют кататься на велосипеде.
Почему ребёнок не испытывает физической привязанности к маме и отвергает её со стороны других людей?
Люди с нарушением сенсорной интеграции обладают сверхчувствительностью к любым прикосновениям. Именно поэтому, проявление привязанности для них - это не объятия, а возможность просто рядом посидеть, поиграть вместе в любимую игру, как герои выше упомянутой мною книги «Мальчик, сделанный из кубиков» Кинга Стюарта, где отец наладил отношения с сыном через компьютерную игру «Майнкрафт». Очень часто таким детям требуется сенсорная. Для них рекомендуется использовать специальные приспособления: плотное компрессионное бельё, утяжелённые одеяла, жилеты и различная одежда с утяжелителями. Есть дети, которые испытывают сенсорную перегрузку даже от лёгкого прикосновения к щеке. Поэтому родители таких детей должны тщательно планировать встречи своего малыша с посторонними людьми (когда к вам приходят гости или вы куда-либо идёте). Лучше, если ваши гости спросят разрешения для объятий или поприветствуют малыша легким прикосновением ладошек или кулачков.
Почему мой ребенок не соблюдает личного пространства других людей, подходит к ним слишком близко?
Личное пространство – очень важный параметр для каждого человека. С возрастом оно расширяется. В неформальной обстановке оно может уменьшаться, а во время деловых встреч с партнерами и коллегами – расширяется. Понимание личного пространства усваивается, когда ребенок наблюдает за поведением других людей. Так как ребенок с расстройством аутистического спектра сторонится людей, то и не понимает, что подходить к другому человеку очень близко нельзя. Этому навыку ребенка обучать специально. Можно для примера расположить между ним и вами обруч или разговаривать при вытянутых вперед руках. Напишите и обсудите возможные последствия и составьте правила, которые необходимо соблюдать, общаясь с другими людьми.
Почему мой малыш не понимает шуток, язык тела и социальные сигналы?
С давних пор люди пользуются языком тела. С появлением гаджетов мы общаемся при помощи «смайликов». Все эти способы прекрасно подходят для того, чтобы передать настроение, в котором в данный момент находится человек. На лице у человека 43 мышцы, при помощи которых мы выражаем эмоции. Но даже здоровые люди не всегда хорошо владеют ими. Для овладения данным навыком также необходима тренировка: играйте в шарады, обсуждайте смешные истории, записывайте ситуации, которые ребенку непонятны и обсуждайте их, используйте метод социальных историй – учите ребенка, как вести себя в различных ситуациях, проинформируйте педагога о вашей проблеме.
Уважаемые родители, помните – развивать навыки общения обязательно необходимо, чтобы ваш ребенок не стал подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны сверстников.