Майра Шарипова
Социальные, биологические и психологические факторы развития эмоций у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Социальные, биологические и психологические факторы развития эмоций у детей
Эмоции, сопровождают человека с момента его рождения и до смерти, регулируют его психические процессы и поведение, целью которого является удовлетворение актуальных потребностей.
Публикация «Социальные, биологические и психологические факторы развития эмоций у детей» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Эмоции и воля неотъемлемая часть развития человека в целом и влияют не только на когнитивные процессы такие как память, воображение, внимание и мышление, но и на поведение человека и его социализацию в обществе.
Проведенный анализ научной литературы позволяет нам говорить о влиянии внутренних и внешних факторов на эмоционально волевую сферу детей старшего дошкольного возраста. Мы рассмотрели биологические, социальные и психологические факторы.
Специалисты выделяют следующие факторы биологического развития эмоций:
*развитие и функционирование определенных мозговых структур, в первую очередь лимбических образований (гиппокамп, гипоталамус, таламус и др.);
*деятельность желез внутренней секреции (наиболее существенной здесь выступают функции ретикулярной формации);
*проявление биологической потребности, необходимой для жизнедеятельности;
*изменения в соматической сфере;
*наследственность;
*темперамент;
*эмоциональное состояние матери во времени беременности.
Выделяет следующие психологические и социальные факторы развития эмоций:
1. Наследственные факторы.
2. Обусловливания.
3. Хорошее здоровье.
4. Семейные отношения.
5. Интеллект.
6. Созревание.
7. Влияние общества.
8. Социальная среда.
9. Ценности и убеждения.
10. Индивидуальный темперамент.
11. Религия и культура.
12. Влияние средств массовой информации.
Эмоционально волевая сфера в старшем дошкольном возрасте еще формируется для нее свойственны внутренние переживания, такие как потребность быть признанным окружающими, быть любимым, также важно одобрение близких людей.
Особое место среди переживаний ребёнка 5-6 лет становится страх смерти близких людей, когда ребенок начинает задавать вопросы про смерть и понимать ее необратимость. Дети уже начинают понимать последствия поступков, это связано с умственным развитием, появляется сочувствие и сострадание к животным и растениям. У детей развивается юмор и эстетическое чувство к прекрасному, понимание эмоций людей по мимике.
Также ребенок уже может удерживать свой смех, плач, крик и осознанно выражать их окружающим для того, что донести свои внутренние переживания. В старшем дошкольном возрасте формируется саморегуляция, ребенок может какое-то время сидеть тихо. Сознательное поведение только формируется, поэтому действия иногда могут носить импульсивный характер. Если определенная деятельность ребенку интересна, то он может увлеченно выполнять ее, если неинтересна, то непродолжительное время. Поэтому важно, все занятия проводить в игровой форме.
Важно учить детей говорить о своих чувствах я обиделся, я злюсь, я счастлив и т. д., в дальнейшем это станет основой для развития эмоционального интеллекта ребенка.
Также становится актуальным влияние гаджетов и на эмоционально волевую сферу ребенка, появление страхов и тревоги. Специфические черты социализации современного ребенка, разумеется, не полностью описывают этот процесс. Однако они дают представление о том, что существенную роль в изменениях, происходящих во взаимоотношениях взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, играют современные информационно-коммуникативные технологии.