Лузина Валентина Николаевна
Социальное партнёрство детского сада с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнёрство детского сада с родителями воспитанников.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Публикация «Социальное партнёрство детского сада с родителями воспитанников» размещена в разделах
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. В современном мире актуальны такие партнерские отношения между педагогами и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательские умения родителей и повысить эффективность работы детского сада. Именно такие партнерские отношения позволяют выстроить систему взаимодействия: «Родитель- ребенок- педагог» .
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников, помогающими ему решать образовательные задачи, на взаимовыгодных условиях. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги интересуются на сотрудничество и взаимодействие с родителями, находя наиболее актуальные аргументы для добровольного привлечения их к сотрудничеству.
Ребенок становиться ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых- эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, конструктивными. Не смотря на то, что сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителей в конкретной деятельности. В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.
Выстраивая модель социального партнерства : «Родитель- ребенок –педагог», педагога детского сада ищут новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наряду с традиционными формами взаимодействия, педагоги ДОУ используют современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.
Вовлекая родителей в образовательное пространство ДОУ, предлагаю родителям различные формы сотрудничества:
- индивидуальные
- коллективные
- наглядно-информационные
Индивидуальные формы работы с родителями
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание. Ежемесячно я готовлю для родителей консультации, статьи, поручения родителям, провожу анализ педагогических ситуаций, предлагаю буклеты и др. Некоторые темы вопросов, которые освещаю, подсказывают сами родители, поскольку в начале года я провожу анкетирование. Многие родители ценят всеобучи и семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, мы вместе поём, разучиваем потешки, игры, упражнения.
Проводя консультацию, отвечаю на вопросы родителей, стараюсь дать им квалифицированный совет. Стараюсь, чтобы каждая консультация давала родителям что-то новое, полезное, расширяла их педагогические знания. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают). Беседуя с родителями, обмениваюсь мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. В беседах стараюсь давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания; придерживаюсь того, чтобы беседы были конкретными и содержательными.
Общаясь с родителями индивидуально, я получаю возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Коллективные формы работы с родителями.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание. На этих собраниях родителей систематически знакомлю с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Подвожу итоги работы за определённый период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется в соответствии с годовым планом. При этом учитываю интересы и пожелания родителей.
Наглядно-информационные формы работы с родителями.
Наглядно-информационные - выставки детских работ, музыкально-поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, папки-ширмы, содержащие краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам, памятки, буклеты, статьи и др.
Так же использую нетрадиционные формы общения с родителями :
Провожу дни открытых дверей. (Открытые занятия, участие в них).
Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на занятии, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно - образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приёмами работы педагога, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.
Организую совместные досуги, праздники и развлечения.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Ещё праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребёнку в игре.
Каждый год «День защитников Отечества» проводим вместе с папами.
В декабре у нас в ДОУ было проведено чаепитие, посвящённое «Дню Матери». Родители приняли самое непосредственное участие. Были проведены конкурсы, игры. Все остались очень довольны!
Так же провожу круглые столы, конкурсы, лекции, встречи по интересам, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения, анкетирование, тестирование, родители участвуют в соревнованиях, выставках совместных работ с детьми, в играх с педагогическим содержанием.
На совместных встречах за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками.
Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.
Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через неё — к здоровому образу жизни.
Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Родители, которые выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые были предложены. И, в итоге, повысилась эффективность музыкального воспитания детей, улучшились показатели по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью.