Светлана Сергеевна Сиваш
Социальное партнерство с семьей (ясли, средняя, подготовительная)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека, поскольку именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям; закладывается фундамент здоровья. На данном этапе происходит становления личности ребенка: формируется его индивидуальность, основы самосознания. В дошкольном возрасте решаются задачи по формированию всесторонне – развитой личности.
Публикация «Социальное партнерство с семьей (ясли, средняя, подготовительная)» размещена в разделах
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Недопонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние на всестороннее развитие ребёнка, и поэтому важно, чтобы они стали равноправными участниками в процессе развития малыша, поддерживая действия педагогов.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
• концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом, важно, чтобы общение музыкального руководителя и
родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
• дошкольной организации ребенок получает музыкальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную музыкальную деятельность. Однако эффективность овладения ребенка данными навыками зависит и от отношения семьи к музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.
Как показывает практика, внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства с семьей, как условие повышения музыкального воспитания в ДОУ, составляет проблему.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, создаются оптимальные условия для повышения культуры родителей, тем самым
ориентируя их на повышение активности и участия в музыкальном воспитательном процессе с целью развития личности ребенка.
Новизна и практическая значимость программы состоит в следующем:
• реализация программы способствует созданию в дошкольной организации и семье единой развивающей среды, способствующей музыкальному развитию ребенка;
-повышается уровень заинтересованности и социально-педагогической компетентности родителей, их ответственности за художественно – эстетическое воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия;
-родители являются активными участниками реализации программы, возрастает степень доверия и уважения к работникам дошкольной организации.
Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия музыкального руководителя и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение музыкальной деятельности.
Задачи:
• повысить уровень художественно-эстетической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических нод и мероприятиях;
повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за
создание оптимальных условий для музыкального воспитания и развития ребенка в семье; -привлекать родителей к активному участию в музыкальном образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Обеспечение индивидуального подхода ко всем участникам педагогического процесса
Реализация данного принципа обеспечивает каждому родителю, педагогу, ребенку право на удовлетворение собственных интересов, на возможность проявить активность, высказать свое мнение. Главное - сотрудничество. В этой связи гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Важнейшими условиями являются:
• осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, мотивация на предстоящую работу;
• включение детей и родителей в процесс музыкального образования;
-ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе.
Научно практический принцип
• создание методической базы для оснащения программы;
• организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах реализации программы;
• организация педагогической помощи всем участникам образовательного
процесса;
Индивидуальный подход
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Музыкальный руководитель, воспитатель, общаясь с ними, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей.
Реализация программы рассчитана для работы с детьми младшего (дети 2- 3 лет) среднего (дети 4- 5 лет, и подготовительного к школе возраста (дети 6- 7 лет). Рассчитана:
на 1 год обучения.
Формы работы
Анкетирование родителей
Участие музыкального руководителя в родительских собраниях
День открытых дверей
Консультации (тематические и индивидуальные)
Папки – передвижки
Совместное творчество на праздниках
Форма подведения итогов
Открытые занятия.
Семейные праздники
Выставки
Участие в конкурсах
Ожидаемые результаты
Повышение уровня художественно-эстетической культуры родителей.
Возникновение связи:
Музыкальный руководитель
Родители
(законные представители
воспитанников)
Воспитатели
Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Срок
Форма работы. Тема.
Сентябрь
Анкетирование родителей. «Музыка в жизни вашей семьи»
Родительское собрание «Давайте познакомимся»
Октябрь
Индивидуальные консультации.
Консультация «Форма одежды на занятиях и праздниках»
Папка-передвижка «Музыкальное образование в детском саду»
Ноябрь
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка: «Как приобщить детей к русской национальной
культуре. Русская матрешка»
Декабрь
Индивидуальные консультации.
Консультация «Новогодний праздник в детском саду».
7
Январь
Индивидуальные консультации.
Консультация «Как сделать кукольный театр дома».
Фотоотчеты с праздника.
Февраль
Индивидуальные консультации.
Привлечение родителей к пополнению ППРС: куклы для театральной деятельности:
«Колобок» «Репка» «Теремок» «Три медведя»
Аудиотека с детскими песнями
Март
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка: «Песни к 8 Марта».
Конкурс «Детский самодельный музыкальный инструмент»
Апрель
Мини-музей детских самодельных музыкальных инструментов.
Индивидуальные консультации.
Фотоотчет с праздника
Май
Индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального
развития детей.
2 младшая группа
Срок
Форма работы. Тема.
Сентябрь
Анкетирование родителей.
Выступление на родительском собрании: «Задачи музыкального развития детей во 2 младшей группе детского сада»
«Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Октябрь
Папка-передвижка
«Как приобщить детей к русской национальной
культуре», «Осенние песенки для детей»
Ноябрь
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка: «Фольклор для самых маленьких»
Декабрь
Индивидуальные консультации.
Консультация «Праздники в детском саду»
Памятка «Правила поведения родителей на праздниках»
Январь
Индивидуальные консультации.
Буклет «Влияние музыки на психическое развитие детей».
Фотоотчет с праздника.
Февраль
Индивидуальные консультации.
Консультация «Как изготовить самодельные музыкальные
инструменты?»
Папка-передвижка: «Песни о папе»
Март
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка: «Песни к 8 Марта»
Фотоотчет с праздника
Конкурс «Детский самодельный музыкальный инструмент»
Апрель
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка «Озвучивание стихов, сказок при помощи
музыкальных и шумовых инструментов»
Май
Индивидуальные беседы по результатам освоения раздела программы
Художественно-эстетическое развитие детей (Музыка).
Индивидуальный консультации «Вопрос-ответ»
Срок
Средняя группа
Форма работы. Тема.
Сентябрь
Анкетирование родителей.
Родительское собрание «Мы снова вместе», «Задачи музыкального
развития детей в средней группе детского сада»,
Индивидуальные консультации.
Октябрь
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка «Осенние песенки для детей»
Ноябрь
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка «Приобщение детей к русской национальной
культуре средствами музыкального искусства»
Декабрь
Индивидуальные консультации.
Памятка «Правила поведения родителей на праздниках»
Открытый просмотр Новогоднего утренника. Совместное участие родителей и детей в утреннике.
Январь
Индивидуальные консультации.
Консультация «Здоровье и музыка. Что слушать детям?»
Пополнение домашних фонотек классической музыкой.
Февраль
Индивидуальные консультации.
Папка – передвижка «Песни к Дню защитника Отечества»
Март
Индивидуальные консультации.
Наглядная информация «Самодельные музыкальные инструменты»,
«Песни к 8 Марта».
Открытый просмотр праздника.
Участие в конкурсах и эстафетах, посвященных празднику 8 Марта.
Апрель
День открытых дверей
Индивидуальные консультации.
Консультация «Развитие музыкального слуха дошкольников»
Папка-передвижка «Использование музыкально-дидактических игр и
игровых приемов в музыкальной деятельности дошкольников»
Май
Индивидуальные беседы по результатам освоения раздела программы
«Художественно-эстетическое развитие» (Музыка).
Старшая группа
Форма работы. Тема.
Срок
Анкетирование родителей. «Какую музыку вы слушаете вместе с детьми?»
Родительское собрание: «Задачи музыкального развития детей в
старшей группе детского сада»,
Сентябрь
Октябрь
Индивидуальные консультации.
Консультации «Приобщение детей к музыке», «Развитие музыкальных способностей
Папка-передвижка «Осенние песенки для детей»
Ноябрь
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка: «Приобщение детей к русской национальной
культуре средствами музыкального искусства»
Декабрь
Индивидуальные консультации.
Буклет «Утренник в детском саду. Роль родителей в организации
утренников»
Открытый просмотр Новогоднего утренника. Исполнение театральных зарисовок, индивидуальных номеров совместно детей и родителей.
Январь
Индивидуальные консультации.
Привлечение родителей в пополнению ППРС в группе: самодельные музыкальные инструменты. Аудиотеки с классическими произведениями.
Февраль
Индивидуальные консультации.
Папка- передвижка «Песни к Дню защитника Отечества»
Конкурс «Детский самодельный музыкальный инструмент» к празднику 8
Марта»
Март
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка: «Песни к 8 Марта».
Открытый просмотр праздника. Участие родителей в конкурсах и эстафетах, посвященных празднику.
Апрель
День открытых дверей.
Консультация «Нужно ли слушать классическую музыку?»
Май
Индивидуальные беседы по освоению программы
«Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)
Подготовительная группа
Срок
Форма работы. Тема.
Сентябрь
Интервьюирование родителей. «Нравятся ли вам праздники в детском саду?»
Выступление на родительском собрании: «Задачи музыкального развития
детей в подготовительной группе детского сада»
Индивидуальные консультации по выпускным праздникам.
Октябрь
Консультации «Приобщение детей к музыке», «Развитие музыкальных
способностей».
Папка-передвижка «Охрана детского голоса - забота каждого взрослого»
Ноябрь
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка «Приобщение детей к русской национальной
культуре средствами музыкального искусства»
Декабрь
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка : «Песни к новогоднему утреннику»
Открытый просмотр Новогоднего утренника.
Январь
Индивидуальные консультации.
Консультация «Домашний оркестр своими руками»
Участие в родительском собрании, посвященное выпускному празднику.
Февраль
Индивидуальные консультации.
Папка- передвижка «Песни к Дню защитника Отечества».
Март
Индивидуальные консультации.
Папка-передвижка «Песни к 8 Марта»
Открытый просмотр праздника. Совместное участие родителей и детей в сольных номерах.
Апрель
Индивидуальные консультации.
Праздник «Выпускной» Участие родителей в выпускном вечере.
Май
Папка-передвижка «Песни, стихи о весне»
Индивидуальные беседы по результатам освоения воспитанниками
образовательной программы ДОУ
Консультация: «Музыкальная школа»
Использованная литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. ,Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М. :ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. –
М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/ Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р. М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119
Методическое обеспечение программы
1 МЛАДШАЯ ГРУППА
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
Анкета для родителей.
1. Какое значение вы
-считаю частью его
придаете музыке в развитии своего
будущей образованности
ребенка?
-отвожу одну из
главных ролей
-особого значения не
придаю
-другое (дописать)
2. Как ребенок относится к
-поет детские песенки
музыкальному репертуару детского
с удовольствием
сада?
-предпочитает
копировать песни взрослых
-совсем не поет и не
говорит о детских песенках
-поет только со
взрослыми
-другое (дописать)
3. Как вы приобщаете
-посещаю с ним
ребенка к музыке?
концерты
-беседую с ним о
музыке
-считаю, что это
должны делать в д/с
-предпочитаю отдать
ребенка в музыкальную
школу
-другое (дописать)
4. Каков интерес вашего
-интереса не
ребенка к музыке?
проявляется
-постоянно говорит о
том, что делали на
музыкальных занятиях
-говорит со мной о
музыке, если я его
спрашиваю
-другое (дописать)
5. Как ребенок реагирует на
- сразу начинает петь,
музыку?
как только услышит
знакомую песню
-внимательно слушает
музыку
-пытается движением
воспроизвести характер
музыки
-равнодушен к музыке
-другое (дописать)
6. Какие условия созданы для
-не занимаюсь этим
домашнего музицирования?
-есть музыкальные
инструменты
-есть фонотека с
детским репертуаром
-есть фонотека с
детским репертуаром
Другое (дописать)
7. Как вы относитесь к
Очень
собственному
участию
в
хочется, но не знаю
музыкальном развитии ребенка:
как
Регулярно занимаемся с
ребенком: поем, танцуем,
музицируем
Другое
8. Считаете ли
вы
-Это необходимо
нужным проводить совместные
Не
с
детьми
музыкальные
считаю нужным
мероприятия
Не знаю
Другое
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Анкета для родителей
«Музыка в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители (законные представители! Предлагаю Вам заполнить анкету "Музыка в моей жизни и в жизни моего ребёнка". Ваши размышления, идеи и опыт помогут в осуществлении музыкального воспитания и развития Ваших детей, сделают процесс обучения музыке более интересным, полезным и эффективным. (обвести выбранный ответ)
• Да
• Нет
2. Какое значение Вы придаёте музыке в развитии своего ребёнка?
• Считаю, что музыкальное развитие - это часть его духовно-нравственного воспитания.
• Считаю, что музыка помогает моему ребёнку в преодолении невротических расстройств, речевого недоразвития, способствует созданию эмоционального контакта ребёнка со взрослыми.
• Особого значения не придаю.
• Не влияет на развитие моего ребёнка.
3. Как Ваш ребёнок относится к урокам музыки и музыкальным занятиям в школе?
• Делится с Вами впечатлениями, знаниями, полученными на уроках музыки и музыкальных занятиях.
• Дома исполняет песни, выученные на уроках музыки и музыкальных занятиях.
• Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.
• Равнодушен к музыкальному искусству.
4. Любит ли Ваш ребёнок устраивать "домашние концерты" для Вас, используя репертуар выученный в детском саду?
• Да
• Нет
5. Какую музыку любит Ваш ребёнок больше?
• Спокойную и грустную.
• Бодрую и весёлую.
6. Покупаете ли Вы своему ребёнку диски с записями музыки?
1. Классическую музыку.
• 2. Детскую музыку.
• 3. Современную популярную музыку.
7. Как Ваш ребёнок реагирует на музыку?
• Внимательно слушает музыку.
• Сразу начинает подпевать знакомую песню.
• Пытается движениями воспроизвести характер музыки.
• Равнодушен к музыке.
8. Разучиваете ли Вы по собственной инициативе с Вашим ребёнком песни?
• Детские песни.
• Народные песни.
• Современные песни.
9. Слушаете ли Вы дома со своим ребёнком музыку, (если "да", то кто слушает: мама, папа, бабушка, дедушка. ?
• Да, постоянно.
• Да, но редко.
• Нет.
10. Имеется ли дома техническое оборудование, музыкальные инструменты или музыкальные игрушки для совместного музицирования.
• Да.
• Нет.
11. Как часто Вы со своим ребёнком посещаете детские концерты, спектакли, театр?
• Часто.
• Время от времени.
• Не посещаем.
12. Посещаете ли Вы школьные мероприятия, в которых участвует Ваш ребёнок?
• Да.
• Нет.
13. Ваши предложения по улучшению сотрудничества школы и семьи по музыкально-эстетическому развитию ребёнка.
Младшая группа
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Консультация для родителей.
ДЕТИ И МУЗЫКА
Красота музыки имеет своим
источником красоту
окружающего мира.
В. А. Сухомлинский
Музыка для ребенка- мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ-
СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.
• процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают и испытывают определенные чувства.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используют игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке.
Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с
куклой.
«Тихие- громкие звоночки»- направление на развитие динамического восприятия.
Например: при разучивании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», можно для закрепления провести игру «Что делают дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш».
Постепенно благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ
ПЕНИЯ.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду.
Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Свои занятия с самыми маленькими я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, бубне, погремушке, а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой, матрешкой.
Для закрепления знакомых песен, использую игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в разных вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано.
Попевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой, можно использовать для закрепления знаний о звуках на разной высоте и в качестве музыкально-дидактической игры.
1)Раздаются детям карточки с изображением красного низкого бубенчика, желтого среднего бубенчика, зеленого высокого. Когда на каком-либо инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточку с изображением красного бубенчика. Или можно так, музыкальный руководитель показывает
бубенчик, дети должны пропеть звук соответствующий бубенчику.
В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голосом маме-утке, кошке, птичке.
• уже при повторном проведении игры, дети твердо знают, что мама кошка поет низким голосом, а котенок высоким.
Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок.
Для развития ритмического чувства можно использовать различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке.
Например: «Андрей воробей».
Вначале используется одна прибаутка, т. е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.