ДиденкоМарина
Социально значимый проект по экологии «Думай о планете»
▼ Скачать + Заказать документы
I.Паспорт проекта
Структура Содержание
Тема проекта «Думай о планете»
Ответственные за реализацию проекта Диденко Марина Валерьевна, воспитатель.
Участники проекта Педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители
Особенности проекта Экологический, долгосрочный.
Публикация «Социально значимый проект по экологии „Думай о планете“» размещена в разделах
Актуальность и социальная значимость проекта Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой.
Анализ ситуации С 01 января 2019 вступили в силу изменения в области охраны окружающей среды Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ).
В связи с этим в нашем детском саду был разработан долгосрочный проект, для формирования у детей взглядов новой формации на окружающую среду. Для реализации проектной деятельности педагогами был подобран методический материал и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
Постановка проблемы В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
Цель проекта Формирования экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования личности человека новой формации.
Задачи проекта Образовательные : формировать знания об экосистемой организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
Развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать;
Воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
Принципы, лежащие в основе проекта Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир невозможно без помощи и поддержки семьи.
Очень тесно следует вести работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека новой формации.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, буклеты, папки-передвижки, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).
Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические папки-передвижки, в которых родителям даются чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме.
Очень важно участие в природоохранных акциях, конкурсах, развлечениях, выставках.
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Этапы реализации проекта Подготовительный : постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
Собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Диагностический: подведение итогов реализации проекта за период сентябрь 2021 –май 2022
Предполагаемые результаты и продукты проекта Для детей :
-освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Для родителей:
- родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
- принимают активное, живое участие в жизни группы;
- проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
- проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
- осознают особенности организации психолого-образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребенка, его личностных качеств.
Для педагогов:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Перспективы распространения Использование данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений.
III. Этапы работы над проектом
Мероприятия Сроки проведения
Подготовительный этап
Разработка плана по реализации проекта, картотек, мероприятий.
Подбор литературы методической, познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
Мониторинг сформированности основ здорового образа жизни детей.
Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Пополнение физкультурного центра спортивным оборудованием, нетрадиционным спортивным оборудованием.
Систематизировать материал:
«Пальчиковые игры»,
«Игровой массаж»,
«Артикуляционная гимнастика»,
«Элементы дыхательной гимнастики»,
«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал,
«Гимнастика для глаз»
«Консультации и анкетирование родителей» 01.09.2021-01.10.2022
Основной этап
Тема: «Защитники природы»
Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.
Беседы: «О бережном отношении к природе».
ООД «Природа и человек».
Восприятие художественной литературы:
В. Бианки «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» ит. д.
Пословицы, поговорки, загадки о экологии (Картотека)
Дидактические игры: «Природа и человек», «Вершки – корешки», «Прилетели птицы».
Сюжетно – ролевые игры: «Кто самый важный в лесу».
Театрализованное представление «Айболит и его друзья на защите природы».
Взаимодействие с родителями: Оформление стенгазеты «Бережем планету!» Октябрь
Тема: «У природы есть друзья: это мы, и ты и Я!»
Цель: Воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;
• закреплять умение правильно вести себя в природе
Беседы: «Наш дом - природа», «Царство воды»
ООД «Праздник Земли»
Восприятие художественной литературы:
Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами»
Экспериментальная деятельность: «Волшебные камешки»
Дидактические игры: «Какие мы все разные», «Совы и вороны»
Сюжетно – ролевые игры «Для чего поют птицы»
«Юные экологи»
Взаимодействие с родителями: консультация
«Правила поведения в природе»
Природоохранная акция "СДАЙ МАКУЛАТУРУ – СПАСИ ДЕРЕВО!" Ноябрь
Тема: «Через добрые дела можно стать юным экологом».
Цель: Дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир;
Беседа ООД «Насекомые - польза и вред»
Восприятие художественной литературы:
М. Пришвин «Золотой луг», Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг»
Дидактические игры: «Повтори», «Не природная тропа», «Цепочка»
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле, на поезде», «Строительство»
Взаимодействие с родителями: консультация
«Природа-семья, ребенок» Декабрь
Тема: «Как животные проводят зиму в лесу»
Цель: Воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами
Беседа: «Почему нельзя поджигать сухую траву», «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Викторина «Птицы – наши друзья»
Лепка: Пластилиновая живопись «Птицы»
Дидактические упражнения: «Назови ласково», «Посчитай птиц», «Придумай загадку»
Восприятие художественной литературы: Сладкова «Вороний сигнал», И. Соколов-Микитов; «Улетают журавли», М. Горького «Воробьишко»
Опытно экспериментальная деятельность: «Викторина Птицы».
Взаимодействие с родителями: Природоохранная акция «ПОКОРМИТЕ, птиц!» Январь
Тема: «Животные – наши друзья».
Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.
Беседы «Чем отличаются и чем похожи животные и растения», «Ты - часть природы».
ООД «Кто главный в лесу? Живые цепочки»
Дидактические игры: «Польза - вред», «4 времени года», «Чудесный мешочек».
Восприятие художественной литературы:
А. Куприн «Слон», И. Крылов «Стрекоза и муравей»
Февраль
Тема: «Сохрани лес»
Цель: закреплять умение правильно вести себя в природе, дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Восприятие художественной литературы:
Я. Тайц «По грибы», В. Даль. «Старик-годовик»
Дидактические игры: «Что перепутал художник», «Съедобное - несъедобное», «Отгадай-ка»
ООД «Тайны леса»
Сюжетно – ролевая игра «Кузнечик и бабочка».
Развлечение - викторина: «Я природе помогу, весь я мусор уберу"»
Взаимодействие с родителями: Природоохранная акция «Наш лес. Посади свое дерево!»
Март
Тема: «Берегите наш город от мусора»
Цель: Расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов
ООД
Рисование «Защитим природу»
Беседы: «Что такое мусор», «Какой вред может нанести природе мусор»
Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Хорошо - плохо», «Каким бывает мусор»
Восприятие художественной литературы: «Мусорная фантазия» Усачёва.
Выставка детских рисунков «Берегите наш город от мусора»
Взаимодействие с родителями: Тематическая прогулка в парк совместно с родителями «Прогулка в весенний парк» Апрель
Тема: «Наедине с природой»
Цель: Закреплять представления о явлениях природы, их свойствах.
Создать условия для понимания и использования детьми художественных средств выразительности отображающих явления природы.
Просмотр м/ ф: «Однажды в лесу», «Мальчик и Земля»
Беседы: «Что кушают птички?», «Наш друг-вода!», «Земля — наш общий дом».
Д/и «Что на картинке назови», «Чей малыш?», «Живое — неживое», «Соседи по планете».
Экологическая сказка "Ручеек".
«Восприятие художественной литературы: Вот и лето подоспело» В. Данько, отгадывание загадок, Н. Рыжовой «Как люди речку обидели», «История одного пруда».
Май
Заключительный этап
Подведение итогов проекта
Праздник Подведение итогов проекта «Думай о планете»
Презентация проекта на педагогическом совете №1 2022г.