Виктория
Социально-значимый проект для детей старшего возраста на тему: «Прикоснись к природе сердцем»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-значимый проект для детей старшего возраста на тему : «Прикоснись к природе сердцем»
Подготовила и провела воспитатель: Конова В. В.
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем»
Гвездослав Павол (словацкий поэт)
Паспорт проекта :
Вид проекта : долгосрочный
Публикация «Социально-значимый проект для детей старшего возраста на тему: „Прикоснись к природе сердцем“» размещена в разделах
Длительность проекта : с 15.09. 2019 по 15.11.2019 г. г.
Тип проекта : познавательный, творческий, общественно – полезный, социально-личностный.
Формы реализации проекта : НОД, беседы, игровая, трудовая деятельность детей, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.
Участники проекта : дети старшего возраста, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.
Актуальность: история человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Проблема: экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Цель проекта :
- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи проекта :
- создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;
- формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру воспитанников на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива;
- формировать способность детей осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к
окружающей природе;
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой
красоты;
- развивать познавательные умения дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
- формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе;
- создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и
улучшению среды;
- организовывать и претворять в жизнь посильные социально-значимые дела и акции.
Формы и методы работы:
- НОД
- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
- чтение художественной литературы;
- театрализованная деятельность и праздники;
- наблюдение в уголке природы и на прогулке;
- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
- игры, отражающие различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
- игры-эксперименты;
- работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;
- взаимодействие с семьей;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов
- тематические выставки;
- просмотр видео презентаций по экологическому воспитанию.
Ожидаемый результат: воспитанники, получившие определенные
экологические представления, будут бережнее относиться к природе, научатся понимать её красоту, беречь её богатства.
В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
У детей сформируются :
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Этапы работы над проектом.
I этап подготовительный:
- изучение проблемы по теме проекта;
- разработка анкеты для родителей на тему : «Экологическое воспитание дошкольников»
- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов, подборка опытов и экспериментов;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор игр, демонстрационного материала, иллюстраций;
- составление плана мероприятий по реализации проекта;
- создание предметно-развивающей среды;
- определение ожидаемого социально-значимого результата.
II этап основной:
- реализация проекта согласно составленному плану.
III этап заключительный:
- подведение итогов, презентация, мониторинг, анализ.
Реализация проекта :
Проект «Прикоснись к природе сердцем» относится к разделу познавательно-исследовательского развития в ДОУ, который включё н во все образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие :
кормление зимующих птиц; посадка семян в стаканчики для выращивания рассады, полив и уход за растениями; обрезка и окучивание деревьев; посадка и уход за цветами; уборка территории детской площадки от мусора, сухих веток и листьев.
Познавательное развитие: Беседы на тему : «Заморские гости», «Почему ежи не едят яблоки?», «Берегите лес», «Люди – друзья природы», «Жалеть нужно уметь», «Удивительное вокруг», «Птицы и звери зимой», «Как мы можем помочь природе?», «Мусор-болезнь планеты», «Наш дом-природа».
Заучивание пословиц и поговорок: «Одно дерево срубил – посади сорок»,
«Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце», «Большое дерево и от солнца и от ливня укроет», «Лес и вода – краса природы», «Кто землю лелеет – того земля жалеет», «Сломать дерево - секунда, вырастить – года», «Растение – берегам спасение», «Растение – земли украшение».
Опытно – исследовательская деятельность:
«Огород на подоконнике»
Экспериментальная деятельность:
«Изготовление новой бумаги». Ознакомление со свойствами бумаги, «Ознакомление со свойствами пластмассы». Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
«Ознакомление со свойствами металлических предметов». Опытно-практическая деятельность: металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера, притягивается магнитом;
«Ознакомление со свойствами резины». Опыт с воздушным шаром - не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается;
«Ознакомление со свойствами стекла». Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое).
«Мусор в земле». Проведение длительного эксперимента. В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина, листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.
«Песочная страна» Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
«Что растворяется в воде?» Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
«Солнечные зайчики». Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».
Дидактические игры: «Отгадай и нарисуй», «Какое насекомое, назови?», «Какой цветок, назови?», «Кто и как поет?», «Что в корзинку мы берем?», «Воздух, земля, вода», «Природа и человек», «Выбери нужное», «Где снежинки?», «Лекарственные растения», «Четвёртый лишний», «Я знаю пять….».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Овощи-фрукты», «В зоопарке», «Чем питается птица?», «Ветеринарная лечебница», ««Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «Пожарники», «Экологи», «Лесное происшествие».
Игры-ситуации: «Что будет, если….?» ( Варианты игры: исчезнут животные, исчезнут цветы и деревья, не будет пресной воды, не выйдет солнышко, «Что бы ты делал, если бы увидел брошенного щенка или котёнка?», «Порвалась твоя любимая книга, ты её выбросишь?», «Тебе хочется завести домашнее животное», «Как вы думаете? Можно ли приносить птиц и зверей из леса в дом? Почему?».
Подвижные игры с элементами имитации: «Птицы», «Лес. Сад. Огород», «Где спрятался зайчик», «Собери урожай», «Человек – верный сын природы», «Воробьи и ястреб», «Хитрая лиса», «Узнай, кого поймали?», «Охотники и зайцы», «Бездомный заяц», «Волк во рву».
Психогимнастические игры: «Жук вверх ногами», «Люди и божьи коровки», «Природные» человечки, «Волшебные дощечки», «Птицы», «Лесной карнавал», «Природный оркестр».
Речевое развитие.
Чтение и заучивание стихотворений:
А. Н. Майков «Осень», С. Есенин «Нивы сжаты…», А. Авдиеенко «Осень», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. Трутнева «Осень»,
В. Бианки «Синичкин календарь», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А. Плещеев «Осень наступила», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад», М. Исаковский «Вишня», Л. Н. Толстой «Дуб и орешник», И. Токмакова «Дуб», Л. Фадеева «Живой букварь», В. Орлов
«Благодарность», Ю. Симбирская «Храм природы», В. Чижов «Берегите землю!», Е. Смирнова «Не надо мусорить в лесу!»
Составление описательного рассказа:
«Безопасный отдых на природе», «Откуда пришёл стол?», составление описательного рассказа по картине М. Г. Пишвановой «Ранняя осень», «Как мы с папой строили кормушку для птиц», «Кто обедал в птичьей столовой?», «Подснежники».
Чтение художественной литературы:
Л. Толстой «Сказки и басни», Н. Сладков «Лесные сказки», Бианки В. В. Лесная газета: рассказы и сказки, Бианки В. В. Сказки и рассказы о животных, Козлов В. Ф. «Куда улетают ласточки», Пришвин М. М. «Берестяная трубочка», Пришвин М. М. «Этажи леса», Чарушин Е. И. «Лиса и заяц», З. Трофимова «Снег - что это такое?», Г. С. Скребицкий «На пороге весны», «Берегите птиц», «Самый упрямый», «Раненые деревья», В. Бочерников «Жить всегда», Заяц-хвастун» обр. О. Капица,
Г. Снегирев «Пингвиний пляж», К. Паустовский «Кот-ворюга», Б. Заходер «Серая звездочка», С. Есенин «Черемуха», Р. Киплинг «Слоненок».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Береги нашу природу», «Читсый город», «Зимой в лесу», коллективное рисование «Помочь природе просто», «Берегите лес от пожара».
Ручной труд: подделки из бросового материала: «Береги природу» ( материал: ткань, семена растений, гроздья рябины); коллективная работа с детьми «Клоун» ( материал: одноразовые стаканы, тарелки, перчатки, цветная бумага, пластилин); весёлые пингвины ( материал: пластиковые бутылочки из под Актимель, пластилин, картон, фломастер, старые носки, «Царица - Природа» ( материал: картон, стружки от карандашей, готовый шаблон лица девушки, цветные карандаши).
Аппликация: «Покормим птиц зимой», «Домик для пернатых», «Редкие цветы»
Лепка: «Природа весной», «Первые цветы», «Путешествие в лес», «Кто живёт в лесу?», «Чудо-яблоки», «Гостинцы для зверят».
Театрализованная деятельность: Игра-пантомима «Медвежата», «Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов., «Веселый Старичок-Лесовичок», разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина, разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска», Игра «Пчелы в улье», «Лесная история»
Работа с родителями.
Анкетирование на тему : «Экологическое воспитание в семье», «Умеем ли мы беречь природу?»
Консультация по экологическому воспитанию на тему : «Воспитание любви к природе», «Природа. Семья. Ребёнок».
Памятка для родителей: «Отдых на природе», «Заповеди эколога».
Буклеты для родителей: «Экологическое воспитание в семье», «Как помочь природе?»
Продукт проектной деятельности :
- изготовление с детьми Красной книги: «Растения Кубани», «Животные из Красной книги Кубани». Педагоги и воспитанники группы.
- изготовление плаката с призывом: «Берегите лес!». Педагоги и воспитанники группы;
- посадка цветов на участке;
- «Новая жизнь ненужных вещей». Изготовление поделок из бросового и природного материала. Проведение выставки. Дети и родители.
- Выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем». Педагоги и воспитанники группы.
- оформление выставки детских рисунков: «Покормите птиц зимой»
- экологическая сказка для малышей «Лесная сказка». Провели и подготовили педагоги и воспитанники группы;
- конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.
- детско-родительская фотовыставка «Природа просит помощи» с описанием содержания фотографий;
- конкурс поделок «Встречаем весну с цветами» из бумаги и бросового материала. Педагоги и воспитанники группы.
- развлечение для детей и родителей : «Мы юные экологи»
Список литературы:
1. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
2. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 2. - С. 34-39.
3. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.
СОУНБ; ЕФ; Шифр 74.102.1; Авторский знак В493; Инв. номер 2181601-ЕФ
СОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2181125-ЕФ
4. Детский сад - эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2. - С. 4.
5. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 7. - С. 10-14.
6. Интернет ресурс: https://pandia.ru/text/80/071/44229.php; https://www.maam.ru/detskijsad/-pust-planeta-budet-chistoi-otch-t-o-proved-noi-rabote-po-yekologi.html.
7. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
8. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб. пособие для пед. училищ / Каменева Л. А. – М. : Просвещение, 1992. - 240 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак М545; Инв. номер 2170754-ЕФ
9. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-27.
10. Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 5. - С. 33-39.
11. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 10. - С. 16-24.
12. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. - N 1. - С. 58-63.
13. Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет : опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002. - N 3. - С. 6-9.
14. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. Программа эколог. образ. дошк. / Рыжова Н. А. - М. : Linka-Press, 1998. - 128 c.
СОУНБ; КХ; Инв. номер 2200505-КХ
15. Смирнова М. К. Мир вокруг нас : программа экологического воспитания для дошкольников и учащихся 1-4 классов // Молодые в библиотечном деле. – 2005. - N 5 / 6. - С. 68-73.
16. Шинкарева Л. Земля - кормилица наша. Формируем экологическую культуру // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 6. - С. 31-34.
Отчет о реализации проекта
«Прикоснись к природе сердцем»
воспитателя Коновой Виктории Валерьевны.
В период с 15.03. 2017 по 15.05.2017 г. г. в группе старшего дошкольного возраста был реализован экологический проект «Прикоснись к природе сердцем».
Цель проекта : развивать личность ребёнка, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. С целью сохранения окружающей среды, формирования навыков экологической культуры и активной жизненной позиции, мы провели ряд мероприятий:
1. Экологическая акция «Покормите птиц зимой». Родители из бросового материала изготовили кормушки и развесили их на территории детского сада. Каждое утро дети насыпали корм в свои кормушки и наблюдали за птицами.
2. Экологическая акция «Берегите лес». В детском саду, в нашей группе, был организован сбор макулатуры. Взрослые и дети приносили в садик старые газеты и журналы. Собранную макулатуру. Родители отвезли в приёмный пункт и на вырученные деньги купили в детский сад несколько книг о природе.
3. Благотворительное мероприятие: «Забота о братьях наших меньших». Родители с детьми в выходные дни отвезли в приют «Краснодог» сухой корм для бездомных животных.
4. Экологическая акция: «Расти деревце». Папа воспитанника, Ильи Шерпилова, подарил детскому саду несколько сосен и вместе с детьми посадил их на территории детского сада.
Проект является социально – значимым потому, что направлен на важные социальные изменения - развитие экологического образования и выработки у детей и родителей этических норм поведения в отношении природы. Совместная работа всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей способствовала созданию условий для успешного экологического воспитания. Участие в мероприятиях по экологическому воспитанию, предоставило возможность воспитанникам осознать всю глубину проблемы загрязнения природы и защиты окружающей среды, пережить ее лично, самостоятельно искать решение этой проблемы, проявить творчество, оценить результаты своей деятельности.