Папки-передвижки

Социально-эмоциональное развитие детей с ОНР в театрализованной игре

Ермакова Ольга
Социально-эмоциональное развитие детей с ОНР в театрализованной игре
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

Делимся опытом

Театрализованная игра – является одним из видов детской деятельности, широко используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей. В процессе театрализованных игр моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь – необходимое условие адаптации ребенка в обществе.

Социально - эмоциональное развитие детей

Публикация «Социально-эмоциональное развитие детей с ОНР в театрализованной игре» размещена в разделах

с ОНР в театрализованной игре

О. А. Ермакова

Воспитатель

ЦРР МДОУ детский сад №440

г. Н. Новгорода

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают трудности в общении между собой и со взрослыми, так как для них характерно резкое ограничение словаря, ярко выраженные аграмматизмы, речь не выразительная. Дети не умеют выразить свои мысли и желания, что ведет к социальной неуверенности : тревожности, агрессивности, страхам; препятствует полноценной социальной адаптации ребенка в группе и полноценному психическому развитию.

Такое положение дел побудило меня заняться решением данной проблемы. Для этого я обратилась к основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а точнее к театрализованной игре.

Театрализованная игра – насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, основанная на использовании литературных текстов, сказок, художественном изображении и перевоплощении. Происходит активизация словаря ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный и грамматический строй.

В своей группе мы организовали театральный кружок, как дополнительную форму образования детей.

В работе кружка удалось: использовать театрализованную деятельность в эмоциональном развитии детей во всех видах деятельности:

• В развитии речи (как упражнения, часть занятия);

• В физическом воспитании (игры, упражнения по ритмопластике, выразительности движений);

• В музыкальном воспитании (драматизация при подготовке к праздникам, как часть занятия);

• В ИЗО деятельности и ручном труде (изготовление масок, кукол, декораций, элементов костюмов).

Содержание специальных театрализованных занятий с детьми в кружке включают в себя:

Просмотр кукольного спектакля, мультфильма или чтение литературного произведения (сказки, стихотворения) и беседа по содержанию;

Разыгрывание сказок, инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

Упражнения по соцэмоциональному развитию детей (работа с пиктограммами и зеркалами).

Этапы подготовки к театрализованным играм :

1. Выразительное чтение произведения и беседа по содержанию – вызывают эмоциональный отклик детей, их желание разыграть сказку. Во время беседы уточняю представления детей о содержании произведения, даю пояснения к некоторым сюжетным линиям; выясняю понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после рассказывания сказки «Хвостатый хвастунишка» детям были в беседе предложены следующие вопросы:

- Кто главный герой сказки?

- Кто гордый?

- Кто хитрый? Почему? и т. д.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, используя упражнения и проблемные ситуации: «Ты с ним согласен?» Например, спрашиваю детей : «Вы согласны, что это медведь из сказки «Теремок»? Почему так решили?». Отвечая на такие вопросы, дети думают, вспоминают текст, представляют определенный образ.

Считаю, что чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче и интереснее им потом будет участвовать в театрализации.

Для себя во время чтения и беседы пытаюсь понять, что чувствуют дети, на что направлены их переживания, насколько они глубоки и серьезны. Часто во время чтения или просмотра видеоматериалов дети проявляют заинтересованность, эмоциональную активность, начинают бурно обсуждать сюжет. На мой взгляд, это является показателем эмоционального развития детей, помогает им полноценно переживать показанные или рассказанные события.

2. Работа над выразительными движениями (происходит на прогулке, физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности)

На развитие выразительных движений использую:

-психогимнастику по Чистяковой М. И. (мимика, жесты, пантомимика). Этюды: «Удивление», «Сердитый дедушка», «Соленый чай», и т. д., использую игры на социоэмоциональное взаимодействие : «Настроение», «Магазин зеркал», «Скульпторы» и т. д.

- «Упражнения на психомоторное эмоциональное развитие ребенка средствами выразительных движений» Вербовской Е.

Передать характерные движения героев помогает музыкальное сопровождение. Для этого использую упражнения «Смелый петушок», «Пушинки», «Хитрая лисичка», «Грустный котик» и др.

Предлагаю детям задания на использование выразительных средств речи (интонации, темп и т. д.) Например, этюд «Кто сказал мяу?» - слушая аудиозапись, дети имитируют звуки и показывают пиктограмму, на которой изображены соответствующие эмоции, которые испытывает щенок («Кто сказал «мяу?» В. Сутеев). При этом дети знакомятся с основными эмоциональными состояниями (печаль, радость, злость, удивление и др.)

Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей использованию разнообразных выразительных средств – речь, мимика, пантомимика, движения.

3. Подготовка к драматизации проходит и в самостоятельной детской деятельности

Дети проявляют инициативу, самостоятельно организуют театрализованные игры (распределяют роли, подбирают костюмы, декорации и разыгрывают сказки). Это доставляет детям радость.

Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли. Для этого использую следующие приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли по желанию;

- назначение на главные роли робких и застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам загадкам;

- проигрывание ролей в парах.

Исполняемая роль ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

4. Родители принимают активное участие в жизни нашего кружка: совместно с детьми изготавливают элементы костюмов, декораций, участвуют в праздниках, драматизациях.

Кружковая форма организации работы с детьми – эффективная форма в индивидуальном взаимодействии ребенка со взрослым, с детьми. Она дает возможность учесть особенности развития каждого и подобрать характерные роли, виды упражнений, заданий для развития эмоциональной сферы и речи детей. Дает возможность ребенку ощутить себя успешным.

В процессе работы, направленной на социо-эмоциональное развитие детей с ОНР в театрализованной деятельности, мне удалось помочь детям нашей группы преодолеть неуверенность в себе, робость, застенчивость;

Развить способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Дети стали более открытыми, эмоциональными. Удалось обучить детей передаче своих эмоций, чувств, желаний в свободном высказывании и публично – дети перестали стесняться, теряться в присутствии других детей и взрослых.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний заметно активизировался словарь, продолжает совершенствоваться звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь детей, её грамматический строй.

Целенаправленная работа по социо – эмоциональному развитию детей с общим недоразвитием речи в театральной деятельности обеспечивает и повышение самооценки детей, проявление собственной инициативы, креативности.

Приобретенный социо – эмоциональный опыт позволит детям в новых условиях (школа, другая группа) избежать психоэмоционального напряжения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Взаимоотношения в игре. Влияние игр на эмоциональное состояние ребенка» «Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого».

Игры на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Игры на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 г. Шебекино» Шевлякова.

Использование театрализованной игры для автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных высших психических функций. Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии.

Конспект занятия в средней группе «Эмоциональное развитие детей посредством игры-драматизации с элементами сказкотерапии» Цель: Создание у детей эмоционального настроя посредством игры – драматизации по сказке «Теремок» с элементами сказкотерапии. Развитие личности.

Мастер-класс с родителями в средней группе «Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность» МАСТЕР КЛАСС «Социально-эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Там есть сцена.

Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ОНР посредством использования квест-технологииРечевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ОНР посредством использования квест-технологии АКТУАЛЬНОСТЬ Сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «продвинутых».

Социально — коммуникативное развитие дошкольников в театрализованной деятельности. Актуальность обращения к театрализованной деятельности в социально – коммуникативном развитии детей обусловлена многими факторами. Сегодня.

Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Тема: Социально – эмоциональное развитие дошкольников. Развитие духовно – нравственного и социально- эмоционального потенциала личности.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-эмоциональное развитие детей с ОНР в театрализованной игре
Опубликовано: 9 января 2018 в 23:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-эмоциональное развитие детей с ОНР в театрализованной игре» (включая файлы) размещена пользователем Ермакова Ольга (УИ 1418228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД