Ульяна Филиппова
Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенку века «новых технологий» приходиться бороться со множеством видов страхов, которые не испытывали его ровесники прошлого века. Компьютеры, компьютерные игры, планшеты, различные гаджеты, ежедневные сообщения о катастрофах, разрушениях, бедствиях которые видят дети с экранов телевизоров, фильмы ужасов, боевики, криминогенная остановка – все это формирует новую реальность в сознании современного ребенка. Под действием этих и других факторов мы получаем такие феномены, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят.
Публикация «Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Дети в таких условиях оказываются наименее защищенными так как организм и психика ребенка неустойчивы, легкоуязвимы. Дети очень восприимчивы к условиям окружающей их среды и ее воздействию. Чувство неуверенности в собственной защищенности и благополучии может вызывать у него тревогу и различные страхи.
В последние десятилетия детскими страхам уделяется все больше внимания. Исследования Л. С. Выготского, А. И. Захарова, О. А Карабановой, А. С. Спиваковской доказывают, что детские страхи серьезно затрудняют учебную, игровую деятельность ребенка, усложняют детско – родительские отношения, а также отрицательно сказываются на социальной активности и взаимопонимания ребенка со сверстниками и взрослыми. Однако многомерное изучение детских страхов, разнообразие и количество выполненных в данном направлении исследований отечественных и зарубежных ученых не снимает актуальности проблемы, в связи с глобализацией, общественно – политическими и экономическими изменениями, влияющими на жизнь взрослых и детей.
Цель исследования: изучение особенностей детских страхов.
Объект исследования: страхи детей 5 – 6 лет, предмет исследования: процесс преодоления страхов детей 5 - 6 лет методами арт – терапии.
В поисках средств решения поставленной проблемы была сформулирована гипотеза: наиболее успешными средствами коррекции детских страхов являются методы арт – терапии.
Страх, одна из фундаментальных эмоций человека и возникает на действие угрозы [1]. Проявления страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений и многословности до полного оцепенения, когда ребенок полностью замирает и замолкает.
Во многих источниках страх трактуется как первичная эмоция, вызванная надвигающейся опасностью и сопровождающаяся желанием спастись бегством [4, 5]. Остановимся на рабочем определении: страх – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительности, воображаемой или внушенной опасности, угрозы биологическому или социальному существованию [7].
Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. Во все времена страх сопровождал человека, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Именно страх учит людей бороться со стихией, позволяет избегать встречи с опасностью, знакомит человека с окружающим миром и его реалиями, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни.
А. И. Захаров считает, что каждому возрасту присуще свои страхи, которые отражают реальный путь развития самосознания человека [4].
В старшем дошкольном возрасте от пяти до семи лет формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации, чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе.
В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни ассоциируется с таким сказочным персонажем как Змей Горыныч. Страх перед ним, поднимаясь из глубин подсознания, внезапно овладевает воображением ребенка, отождествляясь, как и в давние времена, с похищением людей, с испепеляющим все вокруг огнем и пожаром. И вне этого страхи огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти. О последнем косвенно могут говорить также страхи Волка в младшем дошкольном и Крокодила - в старшем дошкольном возрасте [3].
Нарастание числа страхов начинается примерно с четырехлетнего возраста, и продолжается вплоть до начала обучения в школе, а то и дольше [8]. По мнению, Е. Е. Алексеевой, связано это прежде всего с интенсивным развитием эмоциональной сферы дошкольника [1]. Страх у детей проявляется непроизвольно и сопровождается чувством волнения, беспокойства и даже ужаса [7].
По мнению В. В. Абраменковой важнейший фактор духовного нездоровья современных детей – нарушение отношений в системе «ребенок – ребенок» т. е. в детской субкультуре в частности. С точки зрения З. Фрейда, чаще всего источником страхов выступает мать, тревожная по характеру и всего боявшаяся в детстве.
Тревожность и мнительность родителя разрушают у ребенка остатки уверенности в себе. Разговоры о пожарах, убийствах, стихийных бедствиях отражаются на детской психике. По вине родителей, часто возникает страх заражения, который чаще всего является реакцией на внушенную угрозу.
У детей, при выраженной тревожности родителей, изоляции ребенка от общения со сверстниками, большом количестве запретов и наоборот, нервно – психических перегрузках, испытываемых матерью при подмене семейных ролей, при отсутствии возможности идентификации с родителем того же пола возникают чаще всего внушенные страхи.
Основной источник страхов лежит в сфере взаимоотношений между родителями и ребенком [6]. Если у детей существуют конфликтные отношения с родителями, если родители недостаточно эмоционально отзывчивы, то это приводит к возникновению у детей беспокойства, тревоги, страхов. С точки зрения А. С. Спиваковской одной из самых распространенных причин появления детских страхов также является неправильное воспитание ребенка в семье и сложные конфликтные семейные отношения [8].
Детские страхи могут понести за собой большое количество психологических проблем. Ребенок с внутренней тревожностью в дальнейшем начинает испытывать конкретный страх, что ведет к заниженной самооценке, повышенной самокритичности, неуверенности в себе, это в конечном итоге может привести к снижению продуктивности мышления, навязчивым мыслям и образам, эмоциональному дискомфорту и, как следствие социально – психологической дезадаптации (стресс, невроз, расстройство личности) [4].
В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов.
Для коррекции детских страхов нам потребовалось провести исследование с целью изучения детских страхов. В исследовании участвовали дети старшей группы МБДОУ «Детский сад № 201 «Островок детства» г. Чебоксары в количестве 50 человек. Возраст испытуемых 5 – 6 лет.
В исследовании мы применяли следующие методики: «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой; «Паровозик» С. В. Велиевой; «Кактус» М. А. Панфиловой.
По результатам исследования по методике А. И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой) у 80% испытуемых выявлено большое количество страхов. Остальные 20% имеют среднее количество страхов.
Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх страшных снов (100%). На вопрос, какие именно сны дети считают страшными, каждый из них отвечал по - разному («монстры», «зомби», «страшилища», «ведьмы», «Баба - Яга», пожар, авария, и т. п.).
Страхи, которые занимают второе место, имеются у 96% опрошенных: 1) страх смерти, как родителей, так и своей; 2) страх огня, пожара. Некоторые из детей, когда слышали слово «пожар» делали очень испуганный вид, съеживались.
Небольшое количество детей (20%) испытывают страх, когда находятся в замкнутом пространстве. Страх опозданий не выявлен ни у одного ребенка, это можно объяснить возрастными особенностями.
Таким образом, по выявленным показателям было определено, что большинство респондентов боятся страшных снов, а также пожара, огня и смерти, как своей, так и родителей.
Так же в ходе исследования, были выявлены дети с негативным и позитивным психическим состоянием по методике С. В. Велиевой «Паровозик».
Негативное психическое состояние низкой степени было выявлено у 10% испытуемых, остальные 90% имеют позитивное психическое состояние. Негативное психическое состояние средней и высокой степени не выявлено.
Таким образом, по выявленным показателям, можно сделать вывод о позитивном эмоциональном состоянии большинства испытуемых.
По результатам графической методики «Кактус» М. А. Панфиловой была исследована эмоциональная сфера каждого из испытуемых. В ходе, которой, было выявлено два ведущих качества: агрессия, наличие чувства семейной общности и стремления к домашней защите у 90% испытуемых. Скрытность и осторожность не выявлены ни у одного респондента
Демонстративность и открытость выявлены у 66% испытуемых; импульсивность - 60%; эгоцентризм и стремление к лидерству – 50%; неуверенность, зависимость – 40%; тревога и интровертированность – 80%; женственность – 26%; экстравертированность – 16%; оптимизм – 10%.
Таким образом, по выявленным показателям, было определено, что у большинства испытуемых ярко выражены агрессия, тревога и стремление к домашней защите.
В соответствии с полученными результатами диагностики был проведен целый цикл коррекционных мероприятий. Коррекционная программа разработана на основе трудов Зинкевич – Евстигнеевой, Копытина, Малкиной – Пых. Программа коррекционных занятий состоит из 16 занятий по 30 минут, занятия проводились 3 раза в неделю.
По результатам диагностики были выявлены некоторые изменения эмоционального состояния группы испытуемых. По методике А. И Захарова «Страхи в домиках» боязнь страшных снов снизилась со 100% до36%, страх умереть снизился до 30%, боязнь огня и пожара до 36%, а страх смерти родителей до 46%, страх сказочных персонажей уменьшился до 40 %, остальные изменения по данной методике показали динамики уменьшения, но не в высоком процентном соотношении. По методике «Паровозик» С. В. Велиевой негативное психическое состояние низкой степени снизила свои показатели с 10% до 6%. А по методике «Кактус» М. А. Панфиловой значительно снизились показатели агрессивности до 60%. Таким образом, можно говорить о том, что коррекционные занятия с детьми приносят хорошие результаты, но требуют более продолжительного количества занятий.
В ходе написания научно-исследовательской работы, была достигнута цель, а так же были решены все поставленные задачи. Гипотеза исследования о том, что использование в коррекции арт – терапевтических методов позволит снизить количество страхов у детей старшего дошкольного возраста была доказана. Методы арт – терапии помогают детям дать выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, учит перестраивать свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алексеева, Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 2(29). – С. 58 – 61.
Велиева, С. В. Пути изучения измерения психических состояний: учебно – методическое пособие / С. В. Велиева. – Чебоксары: РГСУ филиал в г. Чебоксары, 2005.
Герасимова, Т. А. Организация и содержание коррекционно – профилактической работы по преодолению страхов у детей старшего возраста / Т. А. Герасимова, С. В. Уткина // Развитие и современное состояние теоретических и прикладных социально – психологических и психолого-педагогических исследований в системе образования: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. - Иваново, 2004. - С. 98 – 99.
Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - СПб. : Союз, 2004.
Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - 2 – е изд. - СПб. : Питер, 2008.
Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основа семейного консультирования / О. А. Карабанова. - М., 2006.
Орлов, А. Б. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов / А. Б. Орлов, Л. В. Орлова, Н. А. Орлова // Вопросы психологии. - 2011. -№ 3. - С. 17 – 32.
Спиваковская, А. С. Популярная психология для родителей / А. С. Спиваковская. - СПб., 2004.