Людмила Комарова
Социально-психологические характеристики подросткового возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-психологические характеристики
подросткового возраста.
Психологические особенности подростков заключаются как во внутренних переживаниях, так и во внешних реакциях. Переходный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательной работе.
Темочки:
Хоть проблемы во взаимоотношениях с взрослыми, конфликты с учителями – типичное явление для подростков, однако сила, частота, резкость проявлений во многом зависят от позиции взрослых. В рамках воспитательного процесса крайне важно учитывать особенности подросткового возраста и помочь ребенку правильно пережить закономерные кризисы.
Что такое подростковый возраст
Этим термином обозначен период, когда происходит активное половое созревание организма, а в становлении личности наблюдается очень важный кризис. Появляется стремление к самостоятельности, подросток осознаёт своё место в обществе, начинает усваивать нормы, по которым существует социум, правила взаимодействия с людьми. Происходит формирование собственной жизненной позиции и внутренних установок. Этот период длится несколько лет. Подростковым считается возраст от 11 до 17 лет.. Главные психологические особенности подростков – стремление обособиться и доказать свою самостоятельность – отражаются на личности со всех сторон. Из-за того, что это уже не ребёнок, но ещё не взрослый, возникают конфликты с родителями. Подростку требуется определённая свобода, но несущие за него ответственность люди вынуждены выставлять необходимые ограничения. Конфликт становится сильнее в случаях, когда родители не хотят замечать признаки взросления своего ребёнка и по-прежнему обращаются с ним как с малышом.
В подростковом возрасте наблюдается повышенный интерес к сексуальности. Определённое стечение обстоятельств может привести к раннему началу половой жизни. Нужно иметь в виду, что психологические особенности личности подростков таковы, что проблемы и конфликты с родителями и учителями почти неизбежны, но отношение их к взрослым людям неоднозначно. Для подростка, несмотря ни на что, важен родитель или наставник, ему необходима помощь и поддержка, а протест вызывают формы контроля, которые требуют подчинения. Взросление сопровождается борьбой с гиперопекой и отношением как к ребёнку. Взрослые могут сделать проявления конфликта менее резкими и сильными. Для этого стиль воспитания в семье должен строиться на уважении, но не скатываться в попустительство. Учитывая психологические особенности поведения подростков, нужно стараться строить общение на базе сотрудничества, доверия и взаимной помощи. Это благоприятно сказывается на отношениях с детьми подросткового возраста.
Важнее всего это в период кризиса, когда личность изменяет всё содержание и структуру внутренних переживаний. Переломный момент наступает примерно в 13 лет. В этом возрасте наблюдается неустойчивое настроение, колебания самочувствия, смена побуждений, депрессивное состояние. Часто подростки выдают бурную эмоциональную реакцию на незначительное событие.
Подобные «аффекты неадекватности» происходят из-за того, что низкая самооценка вступает в конфликт с высоким уровнем амбиций. Психологические особенности детей и подростков состоят в том, что в подростковом периоде проявляется сильный интерес к собственной личности. Заинтересованность в происходящих с ним изменениях заставляет взрослеющего человека постоянно анализировать и оценивать свои переживания и мысли. Подросток представляет себя как бы на сцене, окружённым зрителями. Этот феномен, носящий название «воображаемая аудитория», заставляет его верить в то, что и в действительности все вокруг постоянно его оценивают, следя за внешним видом, поведением, мыслями.
Подросток убежден в том, что его чувства – страдание, любовь, стыд, ненависть – уникальны по сравнению с чувствами других людей. Этот «личный миф» возникает из-за того, что люди в подростковом возрасте сосредоточены на своих переживаниях.
В конце подросткового периода у человека имеется хорошо развитое самосознание. Индивидуальные психологические особенности подростков характеризуются переходом от внешней оценки, которую озвучивают взрослые, к внутренней самооценке. Задача старшего подросткового возраста, 14-16 лет, это становление собственной уникальности, собственной идентичности. Если сначала мы отделяемся от детей, то теперь мы задаем себе вопрос – кто я. Подросток еще не знает, кто он, все порушилось - тело не его, лицо другое. Черты лица очень странные, либо сильно заостренные, либо наоборот расплывчатые, распухшие, и мало кто себе в этом возрасте нравится. Но утешает то, что все такие вокруг, твои товарищи ровно такие же. Этот период сопряжен именно с поиском уникальности, с задачей выделить себя как индивидуальность, уникальность, понять свои способности, свои ориентиры. И на основе этой индивидуальности начинает расти самоуважение, самопринятие в старшем подростковом возрасте, тогда как в младшем подростковом возрасте эти показатели самоуважения и самопринятия резко снижены
Подростки стремятся самовыразиться, самоутвердиться, реализовать себя. Они способны к самовоспитанию и стараются вырабатывать у себя качества, которые считают важными. Происходит переосмысление значения учёбы, так как появляются цели на будущее. Полное же завершение процессов социально–психологического и личностного самоопределения случается, как правило, уже после окончания школы, в возрасте от 18 лет до 21 года.