Папки-передвижки

Социально-психологические характеристики подросткового возраста

Людмила Комарова
Социально-психологические характеристики подросткового возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Социально-психологические характеристики

подросткового возраста.

Психологические особенности подростков заключаются как во внутренних переживаниях, так и во внешних реакциях. Переходный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательной работе.

Темочки:

Хоть проблемы во взаимоотношениях с взрослыми, конфликты с учителями – типичное явление для подростков, однако сила, частота, резкость проявлений во многом зависят от позиции взрослых. В рамках воспитательного процесса крайне важно учитывать особенности подросткового возраста и помочь ребенку правильно пережить закономерные кризисы.

Что такое подростковый возраст

Этим термином обозначен период, когда происходит активное половое созревание организма, а в становлении личности наблюдается очень важный кризис. Появляется стремление к самостоятельности, подросток осознаёт своё место в обществе, начинает усваивать нормы, по которым существует социум, правила взаимодействия с людьми. Происходит формирование собственной жизненной позиции и внутренних установок. Этот период длится несколько лет. Подростковым считается возраст от 11 до 17 лет.. Главные психологические особенности подростков – стремление обособиться и доказать свою самостоятельность – отражаются на личности со всех сторон. Из-за того, что это уже не ребёнок, но ещё не взрослый, возникают конфликты с родителями. Подростку требуется определённая свобода, но несущие за него ответственность люди вынуждены выставлять необходимые ограничения. Конфликт становится сильнее в случаях, когда родители не хотят замечать признаки взросления своего ребёнка и по-прежнему обращаются с ним как с малышом.

В подростковом возрасте наблюдается повышенный интерес к сексуальности. Определённое стечение обстоятельств может привести к раннему началу половой жизни. Нужно иметь в виду, что психологические особенности личности подростков таковы, что проблемы и конфликты с родителями и учителями почти неизбежны, но отношение их к взрослым людям неоднозначно. Для подростка, несмотря ни на что, важен родитель или наставник, ему необходима помощь и поддержка, а протест вызывают формы контроля, которые требуют подчинения. Взросление сопровождается борьбой с гиперопекой и отношением как к ребёнку. Взрослые могут сделать проявления конфликта менее резкими и сильными. Для этого стиль воспитания в семье должен строиться на уважении, но не скатываться в попустительство. Учитывая психологические особенности поведения подростков, нужно стараться строить общение на базе сотрудничества, доверия и взаимной помощи. Это благоприятно сказывается на отношениях с детьми подросткового возраста.

Важнее всего это в период кризиса, когда личность изменяет всё содержание и структуру внутренних переживаний. Переломный момент наступает примерно в 13 лет. В этом возрасте наблюдается неустойчивое настроение, колебания самочувствия, смена побуждений, депрессивное состояние. Часто подростки выдают бурную эмоциональную реакцию на незначительное событие.

Подобные «аффекты неадекватности» происходят из-за того, что низкая самооценка вступает в конфликт с высоким уровнем амбиций. Психологические особенности детей и подростков состоят в том, что в подростковом периоде проявляется сильный интерес к собственной личности. Заинтересованность в происходящих с ним изменениях заставляет взрослеющего человека постоянно анализировать и оценивать свои переживания и мысли. Подросток представляет себя как бы на сцене, окружённым зрителями. Этот феномен, носящий название «воображаемая аудитория», заставляет его верить в то, что и в действительности все вокруг постоянно его оценивают, следя за внешним видом, поведением, мыслями.

Подросток убежден в том, что его чувства – страдание, любовь, стыд, ненависть – уникальны по сравнению с чувствами других людей. Этот «личный миф» возникает из-за того, что люди в подростковом возрасте сосредоточены на своих переживаниях.

В конце подросткового периода у человека имеется хорошо развитое самосознание. Индивидуальные психологические особенности подростков характеризуются переходом от внешней оценки, которую озвучивают взрослые, к внутренней самооценке. Задача старшего подросткового возраста, 14-16 лет, это становление собственной уникальности, собственной идентичности. Если сначала мы отделяемся от детей, то теперь мы задаем себе вопрос – кто я. Подросток еще не знает, кто он, все порушилось - тело не его, лицо другое. Черты лица очень странные, либо сильно заостренные, либо наоборот расплывчатые, распухшие, и мало кто себе в этом возрасте нравится. Но утешает то, что все такие вокруг, твои товарищи ровно такие же. Этот период сопряжен именно с поиском уникальности, с задачей выделить себя как индивидуальность, уникальность, понять свои способности, свои ориентиры. И на основе этой индивидуальности начинает расти самоуважение, самопринятие в старшем подростковом возрасте, тогда как в младшем подростковом возрасте эти показатели самоуважения и самопринятия резко снижены

Подростки стремятся самовыразиться, самоутвердиться, реализовать себя. Они способны к самовоспитанию и стараются вырабатывать у себя качества, которые считают важными. Происходит переосмысление значения учёбы, так как появляются цели на будущее. Полное же завершение процессов социально–психологического и личностного самоопределения случается, как правило, уже после окончания школы, в возрасте от 18 лет до 21 года.

Публикации по теме:

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка психологического занятия для детей подросткового возраста «Быть уверенным» Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения. Задачи: • развивать навыки самоанализа.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО. Педагогическая характеристика ребёнка является одним из документов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-психологические характеристики подросткового возраста
Опубликовано: 30 мая 2024 в 12:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-психологические характеристики подросткового возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Комарова (УИ 2226761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД