середа татьяна сергеевна
Социально-педагогические условия принятия позиции ненасилия педагогом
▼ Скачать + Заказать документы
Социально - педагогические условия принятия позиции ненасилия педагогом
По мнению В. А. Ситарова и В. Г. Маралова, для того чтобы цель и задачи педагогики ненасилия могли быть реализованы в образовательном процессе, необходимы способствующие этому общие педагогические условия [24, С. 81].
Авторы выделяют и раскрывают два педагогических условия в соответствии с двумя блоками задач педагогики ненасилия.
Первое условие - ориентированность педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста, школьниками и студентами.
Публикация «Социально-педагогические условия принятия позиции ненасилия педагогом» размещена в разделах
Второе условие предусматривает создание серии специфических предпосылок для организации жизнедеятельности обучающихся на ненасильственной основе и формирования у них позиции ненасилия на разных возрастных этапах онтогенетического развития.
Ориентированность на личностную модель взаимодействия – это особая позиция педагога, на практике выраженная в реализации субъект-субъектных связей педагогического взаимодействия, что, собственно, можно определить как позицию ненасилия.
Если попытаться обозначить различительные признаки позиции принуждения и позиции ненасилия, то они будут выглядеть следующим образом (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Признаки позиции принуждения и позиции ненасилия
Позиция принуждения Позиция ненасилия
1. Раздражительность 1. Умение не раздражаться или использовать позитив своей раздражительности
2. Обидчивость 2. Умение не обижаться или использовать позитив обид
3. Эмоциональная неустойчивость 3. Эмоциональная устойчивость
4. Неуверенность в себе 4. Уверенность в себе
5. Негативная открытость (принятие, но с ориентацией на отрицательное) 5. Позитивная открытость (принятие с ориентацией на положительное)
6. Эгоцентричность 6. Способность к социальной децентрации
7. Наличие комплекса психологических защит 7. Отсутствие защит или их осознание
8. Нетерпимость к чужому мнению, другим людям 8. Терпимость к чужому мнению, другим людям
9. Ограничение субъективной свободы 9. Расширение границ субъективной свободы
10. Приоритет дисциплинарных воздействий над организационными 10. Приоритет организационных воздействий над дисциплинарными
11. Низкий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей и школьников И. Высокий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей и учащихся
12. Повышение у детей и учащихся напряженности и тревожности 12. Снижение у детей и учащихся напряженности и тревожности
13. Приоритет негативных форм оценивания над позитивными 13. Приоритет позитивных форм оценивания
14. Преобладание реактивных форм реагирования над активными 14. Преобладание активных форм реагирования над реактивными
Таким образом, педагог, сформировавший в себе позицию ненасилия, – это человек, способный не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, обладающий позитивной открытостью, успешно преодолевающий собственный эгоцентризм, осознающий свои психологические защиты, терпимый к чужому мнению и другому человеку, умеющий сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения иного плана – связанные с ненасильственным действием, хороший организатор, ориентированный на согласовывание цели и задач других людей (детей, учащихся) с собственными, отдающий приоритет активным формам реагирования, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряженности, тревожности и страхов.
Процесс формирования позиции ненасилия длителен и сложен, связан с актуализацией способностей педагога к личностному росту, умением разбираться в себе, оценивать свои качества, рефлексировать по поводу совершаемых действий и др.
Организация жизнедеятельности обучаемых на ненасильственной основе является, в свою очередь, предпосылкой для использования специальных методов, приемов и форм работы, на практике утверждающих позицию ненасилия. Организация жизнедеятельности дошкольников и школьников на ненасильственной основе включает в себя: обеспечение возможностей для осуществления детьми свободного выбора; насыщение различных видов деятельности ненасильственным содержанием; обеспечение приоритетов для осуществления позитивной оценочной деятельности; активное привлечение внимания родителей к проблемам развития как у них самих, так и у детей способностей к ненасильственному взаимодействию и др.
Содержание работы по развитию способности к ненасильственному взаимодействию и в конечном итоге формированию позиции ненасилия на разных возрастных этапах имеет свои особенности, которые в обобщенном виде можно представить следующим образом (см. Таблицу 2) .
Таблица 2.
Дифференцированные программы формирования способности к ненасильственному взаимодействию в разные возрастные периоды
Дошкольники Младшие школьники Подростки, старшие школьники
ЗНАНИЯ
Представления о ненасильственном взаимодействии Понятия о ненасильственном поведении Система понятий о ненасилии как общечеловеческой ценности
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ
Переживание себя в ситуациях принуждения и ненасилия ( например: "Мне плохо, когда по отношению ко мне оказывается принуждающее действие") Первичная интеграция переживания себя в ситуациях принуждения и ненасилия в соответствии с этическими инстанциями ("Всем людям плохо, когда их принуждают") Негативное отношение к насилию как устойчивая характеристика
ПОВЕДЕНИЕ
Способность к ненасильственному взаимодействию Элементарная позиция ненасилия (интеграция подсознания, сознания и поведения) Осознанная позиция ненасилия
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
Дружелюбие как отношение к другим Миролюбие как отношение к миру в целом Миролюбие как жизненный принцип, этика ненасилия
Выдержка Элементы терпимости Терпимость
Умение доминировать и подчиняться Умение взаимодействовать на равных Ассертивность и способность к децентрации
Умение преодолевать ситуативную тревожность Приобретение уверенности Самопринятие и самоуважение
Умение ситуативно находить выходы из конфликтных ситуаций Овладение некоторыми обобщенными способами разрешения конфликтов Разрешение конфликтов на основе усвоения идей ненасилия, способность позитивно разрешать внутриличностные конфликты
Преодоление социальной реактивности (импульсивности и пассивности) Развитие социальной активности на нормативном уровне Развитие социальной активности на нормативно-личностном уровне
Как отмечают авторы, на основе вышеприведенных обобщенных данных могут быть составлены дифференцированные программы формирования способности к ненасильственному взаимодействию в разные возрастные периоды с учетом принципа преемственности.
В качестве конкретных средств формирования способности к ненасильственному взаимодействию могут выступать: занятия (в детском саду, уроки (в школе, внеклассные мероприятия, вечера, диспуты, дискуссии, анализ реально возникающих жизненных ситуаций, тренинги с применением методов игротерапии, куклотерапии, психодрамы, тренинги реального общения и взаимодействия и др.
В методах обучения ненасилию можно выделить две большие группы:
1) методы, связанные с организацией жизнедеятельности детей дошкольного возраста и школьников на ненасильственной основе;
2) методы формирования способности к ненасильственному взаимодействию (в более старшем возрасте – позиции ненасилия).
Для того чтобы рассмотренные два основных педагогических условия, благоприятствующие решению поставленных в педагогике ненасилия задач, могли быть реализованы в полной мере, должна быть создана ненасильственная развивающая педагогическая среда.
Ненасильственная среда означает, что взаимодействие на всех уровнях строится без использования открытых и скрытых форм принуждения или с минимальным принуждением. Развивающее начало этой среды способствует созданию предпосылок для личностного роста, духовного становления и развития каждого субъекта взаимодействия. Для педагогической среды характерно, что она создает условия для реализации цели, ориентированной на формирование и развитие личности.
Разрабатывая нормативные основы педагогики ненасилия применительно к сфере образования, В. А. Ситаров, В. Г. Маралов предлагают исходить из следующих принципов. [24, С. 84].
Принцип свободы. Субъективная свобода личности состоит в возможности осуществлять выбор из ряда альтернатив в соответствии со своими желаниями, интересами, с учетом интересов других людей, социума в целом. Если такие альтернативы не заданы, то они формулируются личностью самостоятельно. Осуществление свободного выбора человеком сопровождается возложением на себя истинной ответственности, неотъемлемыми атрибутами которой являются сознательность и самостоятельность.
Свобода для образовательного учреждения в целом состоит в возможности выбора стратегии его развития.
Свобода администрации образовательного учреждения выражается в определении общих тенденций, разработке программ деятельности, в возможности подбора педагогических кадров.
Свобода родителей, принимающих во внимание интересы и склонности своего ребенка, заключается в возможности выбора профиля образовательного учреждения, в определении стилей своего взаимодействия с администрацией, педагогами, своими детьми и т. д.
Свобода педагогов состоит в возможности строить обучение и воспитание с учетом стратегических направлений развития школы, своих интересов, потребностей, наклонностей и проявляется в выборе содержания, методов, форм работы с детьми.
Свобода учащихся заключается в возможности организовывать самостоятельную учебную работу, осуществлять выбор содержания, форм и методов других видов деятельности.
Свобода всех субъектов образовательного учреждения состоит в возможности выбора индивидуальных путей своего личностного развития как администратора, как родителя, как педагога-профессионала, как учащегося.
Принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды. Взаимодействие всех субъектов образовательного учреждения порождает специфическую социально-педагогическую среду. Это взаимодействие может быть построено как на основе принуждения, взаимного недоверия, конфликтов, так и на основе ненасилия, взаимопонимания, доверия.
Ненасильственной социально-педагогическая среда становится только тогда, когда между всеми участниками взаимодействия установлены соответствующие позитивные отношения. Чаще всего в науке и практике обсуждаются проблемы взаимодействия самых главных участников педагогического взаимодействия – педагогов и учащихся. Например, хорошо известны положения педагогики сотрудничества об учении без принуждения : требовательность без принуждения, основанная на доверии; увлеченность, рожденная интересным преподаванием; замена принуждения желанием, которое рождает успех; ставка на самостоятельность и самодеятельность детей, применение косвенных требований через коллектив. На той же основе должны строиться отношения между всеми другими участниками взаимодействия. Если сами педагоги друг с другом конфликтуют или не ладят с руководством, вряд ли им удастся добиться взаимопонимания с детьми и воплотить в практике намеченные цели.
Аналогичным образом можно рассмотреть взаимодействие педагогов и родителей, родителей и детей, администрации и родителей и т. п.
Таким образом, чтобы учение без принуждения действительно стало реальным, все субъекты образовательного учреждения должны составлять своеобразный "ансамбль", гармонию индивидуальностей.
Принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения ненасильственным содержанием. Исходя из этого принципа, вся жизнедеятельность школы рассматривается с позиции ненасилия. Это касается как содержания уроков, так и разнообразных внеурочных, внешкольных мероприятий.
Учебная деятельность должна быть приоритетной в процессе реализации данного принципа. Большие возможности для насыщения ненасильственным содержанием заложены в предметах гуманитарного, исторического, эстетического циклов. Например, изучая на уроках литературы творчество Л. Н. Толстого, учащиеся не только знакомятся с содержанием его романов, повестей, рассказов, но и обсуждают философские взгляды мыслителя, который ненасилию уделял первостепенное значение. На уроках истории в ходе изучения тем, связанных с войнами, обсуждаются вопросы о возможности мирного урегулирования конфликтов, приведших к ним. Во внеучебной деятельности можно проводить беседы с детьми о кинофильмах этического характера, организовывать тематические дискуссии, конференции. [10, С. 264].
Принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса. Принцип личностного подхода к учащимся, как уже об этом было сказано ранее, подразумевает учет их индивидуальности и субъектного опыта. Учащиеся должны не только адаптироваться к требованиям преподавателя, но и стараться понять его как личность.
Аналогичным образом, руководитель образовательного учреждения нуждается в признании себя как личности со стороны своих учеников и со стороны их родителей. Родители, в свою очередь, требуют личностного подхода со стороны своих детей, учителей, школы, администрации.
На психологическом уровне реализация данного принципа означает способность каждого из участников взаимодействия преодолевать свой эгоцентризм