алла карась
Социально-педагогическая коррекция внутрисемейного стиля взаимодействия родителя с ребенком дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогическая коррекция внутрисемейного стиля взаимодействия родителя с ребенком дошкольного возраста
(1 слайд) Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вам исследование на тему:
(2 слайд) В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения.
Публикация «Социально-педагогическая коррекция внутрисемейного стиля взаимодействия родителя с ребенком дошкольного возраста» размещена в разделах
(3 слайд) Встает вопрос о том, каким образом наладить контакт с ребенком для наилучшего взаимопонимания двух поколений взрослых и детей. Какой формой, стилем общения должен руководствоваться взрослый. Все эти вопросы и найдут отражение в данной работе, которая основана на поиске теоретического и практического материала по вопросам общения ребенка и взрослого. Цель моей работы - изучить влияние внутрисемейного общения на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, а также определить место и роль социального педагога дошкольного образовательного учреждения в коррекции негативного внутрисемейного стиля общения. Исследование проходило на базе детского сада №1656 г. Москвы. В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста из одной возрастной группы.
(4 слайд) Базовое теоретическое понятие моего исследования: общение - необходимое условие полноценной жизни человека. Именно проблема общения занимает одно из центральных мест в психолого-педагогической науке. Майя Ивановна Лисина и ее сотрудники на основании многочисленных фундаментальных исследований доказали, что общение является решающим фактором развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.
(5 слайд) Из многочисленных факторов, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, выделяют стиль внутрисемейного общения. Каждому родителю присущ свой стиль общения, который откладывает характерный отпечаток на его поведение и общение с ребенком. Причем, этот стиль не может быть выведен только из каких - либо индивидуальных особенностей и личностных черт людей - вспыльчивости или закрытости, доминантности или пассивности, доверчивости или закрытости. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его подход к построению взаимодействия с другими людьми. Стиль общения представляет собой устойчивую форму средств и способов взаимодействия людей друг с другом. Под стилем общения принято понимать индивидуально - типологические особенности взаимодействия родителей с детьми.
(6 слайд) Руководствуясь первоначальной целью моего исследования мной была разработана и апробирована программа ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ СТИЛЮ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,и анализ результативности данной программы. Дополнительно был разработан диагностический инструментарий и проведена входная и выходная диагностика.
(7 слайд) Результаты диагностики показаны на слайде.
(8 слайд) Были выбраны наиболее продуктивные игры и игровые упражнения Мною была разработана программа, которая включает Беседу с родителями Цель ее : получить основные данные о семье ( состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, возраст детей и их родителей). Наблюдение за процессом общения родителей и детей в утренние и вечерние часы (в естественных условиях) Цель: определить стиль внутрисемейного общения. Естественный эксперимент Цель: в процессе сюжетно - ролевой игры «Дочки - матери» сравнить стиль общения в игре со стилем общения родителей и детей в процессе прощания и встречи (в естественных условиях. Анкетирование родителей. Тестирование детей «Тест тревожности» Цель: выявить эмоциональное состояние ребенка в семье.
(9 слайд) По результатам выходной диагностики мы можем судить об эффективности программы, в частности, о том, как изменился cтиль внутрисемейного общения, формирование эмоционального благополучия ребенка. Увеличился демократический стиль общения за счет снижения авторитарного и либерального, что видно на сводном графике. Позиция, занимаемая родителем по отношению к ребенку в процессе общения и взаимодействии, способна оказать существенное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формируя у него тревожное состояние внутри семьи в ситуации авторитарного стиля общения и состояние эмоционального благополучия в ситуации демократического стиля внутрисемейного общения.
(10 слайд) Хотя мною была изучена и проведена разработка методического инструментария влияние стилей внутрисемейного общения на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста, хотелось бы продолжить работу в данном направлении для детей младшего школьного возраста.
Спасибо за внимание.
.