Юлия Сотникова
Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Итак, что же такое агрессия?
Публикация «Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Виды агрессии :
• физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
• вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
• прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
• косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топотании ногами, битье кулаками по столу);
• инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
• враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:
• стремление занять лидерские позиции;
• желание владеть предметом, которым владеют другие дети;
• ревность;
• замечание или наказание;
• чувство голода;
• повышенная утомляемость;
• скука, желание привлечь к себе внимание;
• давление родителей;
• впечатлительность, эмоциональная нестабильность;
• чувство неполноценности.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
• скандалы в семье
• применение физической силы во время семейных ссор (драки)
• грубое, жестокое обращение с ребенком
• привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
• просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах
• одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь!»
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка :
• Отказывается от коллективной игры.
• Слишком говорлив.
• Чрезмерно подвижен.
• Не понимает чувств и переживаний других детей.
• Часто ругается со взрослыми.
• Создает конфликтные ситуации.
• Перекладывает вину на других.
• Суетлив.
• Импульсивен.
• Часто дерется.
• Не может адекватно оценить свое поведение.
• Имеет мускульное напряжение.
• Часто специально раздражает взрослых.
• Мало и беспокойно спит
Методические средства в профилактике и преодолении
агрессивного поведения детей :
• В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.
• Психогимнастика
• Релаксация
• Проектное рисование.
Система педагогической работы по данному вопросу направлена на снижение проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.
Задачи:
• Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
• Формировать эмоциональное осознание своего поведения ;
• Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний ;
• Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности ;
• Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
• Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Реализация системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников проводится по трё м направлениям:
• работа с детьми (сюжетно - ролевые игры; игровые упражнения, этюды, инсценировки, психогимнастика, танцевальные упражнения, индивидуальные занятия)
• работа с родителями (беседы, консультации, родительские собрания, тренинги, рекомендации, индивидуальная работа)
• работа с педагогами (беседы, консультации; тренинги, рекомендации, индивидуальная работа, педсоветы, круглые столы, анкетирование)