Алёна Юртаева
Социально ориентированный проект «Опыт совместного счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект принимает участие в VIII ФЕДЕРАЛЬНОМ НАУЧНО-ОБЩЕСТВЕННОМ КОНКУРСЕ «ВОСЕМЬ ЖЕМЧУЖИН ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 2021»
Номинация «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ» предполагает разработки проектов по формирования маленького гражданина в сотрудничестве с родителями воспитанников.
Актуальность.
Публикация «Социально ориентированный проект „Опыт совместного счастья“» размещена в разделах
Мир стремительно стареет. Пожилые люди в домах престарелых живут очень хорошо, но людям, которые требуют постоянного ухода и живут в таких домах, нужно и еще кое-что – счастье.
Об этом рассказал Хорст Крумбах, основатель проекта GenerationBridgeGermany (GenerationsbruckeDuetschland; Мост поколений, на V Национальной конференции «Общество для всех возрастов». Такие программы могут работать, где угодно. В России несколько лет назад вполне самостоятельно начал свою работу некоммерческий проект «Сказки у камина – связь поколений». Данная деятельность получила положительный отклик, но к сожалению, развивалась крайне мало. Поэтому нами разработана инновационная программа по взаимодействию с пожилыми людьми «Опыт совместного счастья». Актуальность этого проекта связана в первую очередь с социальным неблагополучием нашего общества, где нарушены нормы общения между подрастающим и старшим поколением. В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Объединяясь в проведении тематических праздников и вечеров развлечений с взрослыми, дети приобретут опыт взаимоотношений, научаться видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей, у дошкольников сформируется сфера личностных взаимоотношений. Проект поможет детям образовать мост поколений, найти для себя много нового и интересного.
Цели и задачи взаимодействия:
• Обеспечение связи с общественным социальным институтом, направленной на гармонизацию отношений между разными поколениями.
• Воспитание в семьях воспитанников понимания, взаимоуважения, умения проявлять чувство заботы и ответственности за близких, старших.
• Создание нового содержания в работе с обществом, новых технологий взаимодействия двух социальных институтов, методов, форм организации воспитательно-образовательной деятельности и системы управления.
• Формирование единого образовательного пространства “Детский сад-семья-общество”.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Наши дети чаще всего общаются со сверстниками, своими родителями, но именно с людьми пожилого возраста их общение недостаточно.
Как изменить сложившееся положение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения? Как наладить духовное общение детей с пожилыми людьми?
Социальный проект направлен на улучшение положения определенной категории людей, помогает пенсионерам адаптироваться в этом сложном и стремительном мире. В общественную жизнь необходимо активнее вовлекать пожилых людей, используя для решения нравственно-патриотического воспитания дошкольников их профессиональный и жизненный опыт.
Описание проекта.
В нашем саду был проведён цикл бесед о пожилых людях, и дети озадачились вопросами- как изменить сложившееся положение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения? Как наладить духовное общение детей с пожилыми людьми? Как увеличить их радость?
Ребята разделились на команды и предлагали пути и способы решения данных проблем, общими усилиями они выбирали подходящий вариант. Когда нами был составлен примерный план действий, мы начали двигаться вперёд. Дети предложили найти бабушек и дедушек, которым нужно помочь обрести радость. Выяснив, что мы не можем найти таких людей просто на улице, решили начать поиски в интернете. «Новороссийский дом- интернат для престарелых и инвалидов» оказался первым в нашем списке, и мы позвонили им. Немного позже договорились о первом онлайн поздравлении в «День пожилых людей». Дети также они предложили собрать праздничную посылку бабушкам и дедушкам к чаепитию. Пожилые люди лишний раз вспомнят свое детство, почувствуют заботу о себе, забудут об одиночестве. Дети, посещающие детский сад, будут окружены вниманием бабушек и дедушек. Организация мероприятий обеспечит отдых. Проведение мероприятий добавит радости в их монотонную жизнь. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, обеспечит психологический комфорт. Успешное начало нашего проекта положено.
На данный момент в условиях пандемии реализация проекта возможна только дистанционно. Но когда будут сняты все ограничения мы с удовольствием продолжим реализацию проекта очно.
1. Организационный этап.
Включает в себя предварительную работу с родителями воспитанников – беседы, консультации, анкетирования; оформление информационного стенда; оформление информационного раздела по проекту на сайте ДОУ, и официальных социальных сетях; самообразование педагога.
2. Основной этап.
Подразумевает организацию досуговой деятельности детей, активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ, людьми старшего поколения. Для повышения результативности работы по духовно-нравственному развитию детей происходит насыщение развивающей среды группы, размещение информации в родительских уголках.
3. Итоговый этап.
На данном этапе происходит анализ работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Проводится мониторинг развития интегративных качеств детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Так же родителям воспитанников предлагается анкета по итогам работы. Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей представляются на итоговом педсовете в виде отчета.
Ожидаемый результат
Для детей:
1. Установление возможности более тесного общения людей пожилого возраста и молодого поколения, приобретение опыта взаимоотношений.
2. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
3. Осознание нравственной ценности поступков людей; общественной значимости исторических событий.
4. Проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи, детского сада, города, страны, символике нашего государства.
5. Приобщение детей и взрослых к культуре, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
6. Формирование экологических навыков детей в результате совместной деятельности со взрослыми, улучшение эмоционального восприятия окружающего мира.
Объединяясь в проведении тематических праздников и досугов с взрослыми, дети приобретут опыт взаимоотношений, научатся видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей, у дошкольников сформируется сфера личностных взаимоотношений.
Главный результат заключается в усвоении вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру.
Для пожилых людей:
1. Осуществление связи поколений: детей и пожилых людей.
2. Обеспечение отдыха людей старшего поколения, посредством организации проведения праздников и мероприятий.
Данный проект даст возможность пожилым людям почувствовать, что их творчество востребовано, что они приносят радость окружающим, передают свой жизненный опыт в сохранении этнокультурного наследия родного города, что в итоге способствует становлению межличностного общения поколений.
Мероприятия обеспечат более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, обеспечат психологический комфорт.
Практическая значимость проекта:
1. Повышение качества образовательного процесса по нравственному воспитанию дошкольников через организацию совместной деятельности детей, родителей, педагогов, людей старшего поколения.
2. Создание методической копилки по данному направлению.
3. Активизация и обогащение воспитательских умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, формированию уважительного отношения к людям старшего поколения.
4. Формирование у детей интересе к своей семье, уважение к старшему поколению.
В своей работе мы опираемся на то, что родители, педагогический персонал и дом-интернат для престарелых и инвалидов являются партнёрами с единым пониманием целей и задач педагогического процесса.
Дальнейшее развитие проекта:
Если мы продолжим такие проекты, то в будущему нас не возникнет проблем о том, кто же скрасит одиночество стариков и нуждающихся- вырастет поколение, которое воспримет решение таких вопросов, как норму, например, как провождение досуга, как поход в кино. Потратить час своего времени на то, чтобы сделать доброе дело.
Когда будут сняты все ограничения предлагаем составить график посещения пожилых людей родителями с детьми, оставив при этом и виртуальное общение.
Наш коллектив, максимально используя воспитательный потенциал семьи и ДОУ в совместной работе с детьми, ставит для себя целью реализовать в ближайшем будущем следующие перспективные направления:
• Расширение содержания работы с социумом.
• Привлечение средств массовой информации к проблемам дошкольного воспитания.
• Организация мастер-классов педагогов и специалистов для родителей воспитанников (по запросу родителей).
Данный проект осуществляет свою деятельность с сентября 2020 года, не всегда удавалось провести задуманные мероприятия по некоторым причинам, но мы прорабатываем неполадки и продолжаем реализацию проекта.
Отчёт о некоторых значимых проведенных мероприятиях:
«4 октября- Всемирный день животных» выставка аппликаций и рисунков из проекта «Эти удивительные животные» - познавательное описание. Закреплять знания детей о многообразии животного мира разных континентов Земли. Формирование связной речи. Установление познавательного диалога с пожилыми людьми.
Одно из обычных общений между поколениями
«9 мая — День Победы» сформировать у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, почтения к заступникам Отчизны на основе определенных исторических фактов; эффектных впечатлений., вызывающих эмоциональных волнений, с помощью музыкально-литературного наследия времен Великой Отечественной Войны.
В июне 2021 года нам всё же удалось съездить в гости к нашим друзьям.
На этом наши добрые дела не заканчиваются.