ЕЛЕНА КОНОВАЛОВА
Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления со старооскольской глиняной игрушкой
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Важнейшей нравственной ценностью является возрождение в российском государстве чувства истинного патриотизма.
Публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления со старооскольской глиняной игрушкой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Глина. Поделки из глины
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа. Воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры. Поэтому в настоящее время повсеместно возрастает интерес корням, обычаям русского народа. Приобщение детей к прошлому своей Родины является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Интерес к истории и культурным ценностям начинает формироваться с юного возраста. Музей, где хранятся подлинные ценности, остаётся уникальным проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика помогает усилить воздействие музея на духовный мир ребенка. Перед педагогами дошкольных учреждений в наше время стоят важнейшие задачи: приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и художественный вкус.
Экскурсии развивают у детей любознательность, интерес к музеям и выставкам, формируют интерес к прошлому родного края. Невозможно на словах объяснить детям значение давно вышедших из употребления слов, таких, как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и др. Только увиденные своими глазами во время экскурсии «Как жили наши предки в старину» в Русском музее педагогического колледжа, эти вещи стали для детей знакомыми и узнаваемыми. Знакомясь с бытом русской избы, дети узнали о символах и оберегах, использовавшихся при постройке и убранстве избы. На экскурсии «Русский народный костюм» дети смогли увидеть старинные русские костюмы, которые хранят в себе мудрость, трудолюбие, широту русской души. В ходе экскурсии «Земля-кормилица в узоре вышитом» узнали секреты узоров вышивки, традиции их цветового решения, названия и символику элементов узора. Следующий раздел музея - «Народные ремёсла». Это традиционные прялки, веретено, утюги, ткацкий станок, посуда и т. д. Во время экскурсии «Чудеса из глины» дети познакомились со старооскольской глиняной игрушкой. Яркие, красочные, самобытные игрушки произвели на детей огромное впечатление.
После экскурсий, с целью закрепления и углубления полученных знаний, организовали беседу «Волшебный мир оскольской игрушки». После чего приступили к обучению детей лепке и росписи фигурок по мотивам старооскольской глиняной игрушки. Вначале предложили детям вылепить утушку. Когда дети освоили работу с новым материалом - глиной, ввели в работу с детьми изображение животных: коня, медведя, барана. После того, как дети освоились с лепкой игрушек, ввели роспись вылепленных изделий. Роспись игрушек тоже не вызывала особых затруднений, так как дети, освоив лепку игрушек, действовали достаточно уверенно и быстро. Здесь сказалось то, что к этому моменту у детей уже сформировалась достаточная база знаний и интерес к этому промыслу.
Затем предложили детям изображение более сложных фигурок: барыня, всадник. Эта работа тоже не вызвала особых затруднений, так как на этом этапе обучения у детей появился интерес к процессу создания игрушек, гордость за то, что такие игрушки создают только у нас в городе и они имеют к этому отношение. У них появилось уважение к творчеству мастеров родного города, интерес к народным традициям.
Завершили этот этап работы организацией развлечения «Город мастеров», досуга «Весёлая ярмарка». Такие формы работы позволили оценить знания детей, выявить интерес к народному творчеству.
После завершения этой работы мы с детьми решили создать у себя в группе мини-музей «Старооскольская глиняная игрушка».
Мини-музей нашей группы располагается в доступном для детей месте. Музей предназначен для детей дошкольного возраста, поэтому здесь собраны игрушки, вылепленные руками детей, а также подлинные игрушки, собранные силами воспитателей и родителей.
Роль мини-музея очень велика, так как здесь дошкольники не только знакомятся с подлинниками народного прикладного искусства, но и сами создают игрушки для музея, рассказывают о своих работах и игрушках мастеров, задают вопросы, размышляют.
Эта работа позволила сформировать у дошкольников интерес к музею, подвести детей к пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Проводимая работа показывает, что старший дошкольный возраст может являться сензитивным для формирования у детей патриотических чувств, элементарных исторических представлений о своем городе. Поддерживаясь нравственными понятиями, нормами и социальными ценностями эти представления постепенно усложняются, переходя от требований извне в собственные мотивы поведения.
В нашей музейной работе мы исходим из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника осуществляется прежде всего в процессе практики, совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получения новых знаний и применения их. Без этого невозможно усвоение норм, правил поведения, формирования нравственных привычек, первоначальных качеств личности; это важно для самого ребенка, для окружающих его взрослых и необходимо для совместной, интересной, налаженной жизни в обществе сверстников.
Потребность в систематическом посещении музея, интерес к прошлому города и страны не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Поэтому наша работа на этом не заканчивается. Впереди много новых идей и задач.