Надежда Подрейко
Социально-нравственное развитие дошкольников посредством использования инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье обозначено, что дошкольный возраст представляет собой один из ключевых периодов в жизни человека, когда происходит процесс формирования личности. Указано, что на сегодняшний день комплексное исследование проблемы социально-нравственного развития дошкольников посредством использования инновационных технологий отсутствует, что определяет актуальность рассматриваемой темы статьи. Перечислены основные инновационные методы, с помощью которых возможно оказывать влияние на социально-нравственное развитие дошкольников. Подведены итоги исследования.
Публикация «Социально-нравственное развитие дошкольников посредством использования инновационных технологий» размещена в разделах
Ключевые слова: инновационные технологии, педагогика, социально-нравственное развитие, дошкольный возраст
Дошкольный возраст – это тот важный и ответственный период, когда формируются зачатки личности ребенка. Именно в данный промежуток времени закладывается прочный фундамент, который становится основой дальнейшего развития. В связи с этим, безусловно, определяется важность того, насколько продуктивно будет проходить процесс социально-нравственного развития дошкольников.
Необходимо отметить, что ребенок дошкольного возраста нуждается в непрекращающемся общении и взаимодействии с семьей, со сверстниками и со всем окружением, в котором он находится, однако современность констатирует тот факт, что на сегодняшний день ребенок все чаще начинает утрачивать либо подменять нравственные чувства и ценности, становясь менее эмпатичным, менее сострадательным. По этой причине в детском коллективе порой создается напряженная обстановка, способствующая возникновению конфликтов, а это, в свою очередь, влияет на то, что у ребенка начинают формироваться внутриличностные проблемы, перетекающие в агрессивность, гиперактивность, застенчивость, замкнутость и тревожность [2].
Однако следует обратить внимание на то, что с указанной проблемой на сегодняшний день можно бороться посредством использования инновационных технологий, так как их использование благотворно влияет на социально-нравственное развитие дошкольников, а именно: детский коллектив становится интегрированным, взаимодействие детей происходит в интересной, творческой форме, дошкольники учатся, как подобает себя вести в социуме и др [3].
Современные инновационные технологии выполняют роль своеобразного катализатора как для нравственного развития и обогащения личности ребенка, так и для его социального взаимодействия с окружением: дошкольник становится более заинтересованным, вовлеченным в общении со сверстниками, семьей, педагогическими работниками, он становится спокойнее, появляется уравновешенность и дисциплина, обнаруживается творческий потенциал, т. е. ребенок «раскрывается» как личность. Современные инновационные технологии также способствуют тому, что у детей возникают представления о последствиях своих поступков, они учатся переживать их смысл, обдумывать и осознавать собственное «Я», приобретают навыки социального взаимодействия, учатся разделять «добро» и «зло» и т. д [5].
В педагогике и психологии имеется ряд исследований, посвященных вопросам социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Можно отметить таких ученых, как Н. И. Болдырев, Н. К. Бородина, В. А. Беляев, Т. И. Петракова, В. А. Сластенин, Цыганова Е. В., Смирнова Е. О., Холмагорова В. М., Слободчикова В. И., Шувалова Г. Е., Нефедова Н. А. и др. Однако комплексное исследование проблемы социально-нравственного развития дошкольников посредством использования инновационных технологий на сегодняшний день отсутствует, что определяет актуальность нашей статьи [1].
Необходимо отметить, что в настоящее время современные требования к дошкольному образованию таковы, что без инновационных технологий воспитательный процесс уже не мыслится. В ходе обучения в дошкольном учреждении могут использоваться различные инновационные технологии. Рассмотрим некоторые из них:
1. метод проектов. Обозначенный метод является одним из наиболее популярных и успешных на сегодняшний день. Метод проектов в социально-нравственном развитии дошкольника позволяет :
– сформировать собственный жизненный опыт взаимодействия ребенка с социальной средой;
– оказать влияние на формирование детской самостоятельности, обеспечивая рост личности ребенка, позволяя фиксировать этот рост, контролировать ребенка по ступеням развития – от проекта к проекту;
– заложить основные социальные и нравственные знания, умения и навыки, которые будут способствовать настраиванию межличностного контакта с окружением и др.
2. информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Данный метод способствует тому, что детское мировоззрение расширяется, ребенок учится познавать окружающий мир вокруг, ему иллюстрируются наглядные примеры того, как стоит себя вести и как поступать не нужно и др.
3. творческие работы. Данный метод не является инновационным, однако своей значимости он не утратил. Его суть может только видоизменяться в соответствии с современными образовательными требованиями. Творческая работа представляет один из лучших способов выражения эмоционального состояния ребенка. Занимаясь созданием чего-либо (от маленького рисунка до большого проекта, особенно если это коллективное творчество, дети учатся выражать свои эмоции, работать в команде, понимать окружающих, выстраивать социальный контакт со взрослыми и сверстниками, получают навыки нравственного воспитания и др [7].
4. скрайбинг. Данная технология (от английского слова «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) представляет собой своеобразную технику, в ходе которой дети создают небольшие рисунки. Обозначенный метод был придуман британским художником Эндрю Парком, суть которого заключается в том, что дошкольник одновременно что-то рассказывает и пытается запечатлеть свой рассказ «на лету» на бумаге. Однако существенным в технологии скрайбинга является не сам рисунок, а та история, которая раскрывается в ходе процесса рисования. На сегодняшний день выделено три вида скрайбинга: рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг. Обратим внимание, что наряду с классическими видами стали выделять онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Преимущество видео-скрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность [6].
5. синквейн. Инновационность данной методики состоит в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля [4].
Следует отметить, что приведенный список инновационных методов социально-нравственного развития дошкольников не является исчерпывающим и может быть дополнен и другими способами. Все зависит от ситуации, образовательной программы и возможностей образовательного учреждения.
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо заключить следующее: применение инновационных технологий в социально-нравственном развитии дошкольников приводит к тому, что дети растут дружелюбными, талантливыми, принимающими добро и отвергающими негатив. У детей формируется понятие того, как нужно обращаться со сверстниками и взрослыми: следует уважать старших, быть вежливыми, общительными, приветливыми, помогать тем, кому нужна помощь, не сквернословить и др. Трудоемкая, постепенная, коллективная и целенаправленная работа педагогов, основанная на применении инновационных технологий, помогает детям стать ответственными, сопереживающими, чувствующими свое «Я» и настроения окружающих, любящими свою семью, уважительно относящимися к родному краю и родной истории.