МААМ-картинки

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников при использовании средств приобщения к социальной действительности

Фиалка Султанова
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников при использовании средств приобщения к социальной действительности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 Гнездыш

Опыт работы по теме:

«Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников при

использовании средств приобщения детей к социальной действительности»

Воспитатель: Султанова Фиалка Ахмедовна г. Махачкала

Год рождения: 1973год.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников при использовании средств приобщения к социальной действительности» размещена в разделах

Образование: высшее, Дагестанский государственный педагогический

университет. Квалификационная категория: соответствие, 2010г

Место работы: МБДОУ «Детский сад «Гнездышко»

Должность: воспитатель

Стаж работы по должности: 4года

Общий педагогический стаж работы: 20 лет

Стаж в данном учреждении: 20 лет

Увлекаюсь спортом, люблю активный отдых, верховой ездой, плаванием. Очень люблю детей. Ценю в людях доброту, терпение, активность, творчество. Владею методами анализа и самоанализа собственной педагогической деятельности. Успешно внедряю в практику работы современные инновационные технологии обучения: интеграция педагогического процесса, проектный метод. Вовлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс. Требовательна к себе, ответственна, активна. Дети относятся с любовью, родители - с уважением. «Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужными и близким людям» (М. Горький)

Пояснительная записка

Модернизация российского образования выдвигает новые требования к работе в образовательных учреждениях. Будущее подрастающее поколение должно быть готово к сотрудничеству, мобильности, обладать динамизмом и развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена взрослые учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В научных исследованиях подчеркивается, что самостоятельность возникает как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе. Она есть результат длительного и сложного исторического процесса установления и налаживания взаимоотношений между людьми. Развитие человека, заложенных в нем возможностей детерминируется обстоятельствами жизни и воспитания. Вместе с тем, активная деятельность личности изменяет обстоятельства, приносит людям относительную свободу. «Социализация» в психолого-педагогической литературе рассматривается как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих социальной группе и обществу в целом, «усвоение индивидом социального опыта» (Р. С. Буре); как процесс, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях (А. В. Мудрик); как «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, овладение определенными ролями и функциями» (Б. Д. Парыгин). Социализация раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация (И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова).

В гуманистической зарубежной педагогике и психологии сущность социализации представлена как процесс самоактуализации, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, преодоления негативных влияний среды, мешающей ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, К. Роджерс). По мнению В. И. Слободчикова, социализация личности происходит в «событийной сообщности». Но при этом, как отмечал Д. И. Фельдштейн, активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса.

Эта активность, формы ее проявления и уровень ее осуществления должны быть сформированы. Актуальность Анализ состояния практики дошкольного воспитания убеждает в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Поэтому взяла тему: «Социально – коммуникативное развитие старших дошкольников при использовании средств приобщения старших дошкольников к социальной действительности».

Новизна состоит в создании условий, обеспечивающих успешное формирование у дошкольников социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития в условиях ДОУ.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Работая над темой, поставила для себя цель: создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для социально-коммуникативного развития.

3. Привлечь родителей к обогащению предметно-пространственной среды детского сада.

4. Представить опыт работы по проблеме социально-коммуникативного развития при использовании средств приобщения старших дошкольников к социальной действительности через научные труды Р. С. Буре, А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина.

5. Разработать модель формирования у дошкольников социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

В работе с воспитанниками поставила цель: социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1. Развивать социально-коммуникативные отношения старших дошкольников при использовании средств приобщения дошкольников к социальной действительности;

2. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

3. Формировать готовность детей к совместной деятельности через современные образовательные технологии.

4. Формировать социальные навыки в процессе социально-коммуникативного развития

5. Формировать компетентность родителей в вопросах социального общения с детьми.

Обучение дошкольников осуществляю на основе общих методических принципов: - принцип систематичности (регулярность занятий, рациональное чередование нагрузки и отдыха); - принцип развивающей деятельности; - принцип доступности, последовательности и системности, постепенного усложнения программного материала; - принцип наглядности.

Ожидаемый результат:

В результате проделанной работы у дошкольников будут :

1. Развиты социально-коммуникативные отношения старших дошкольников при использовании предметов рукотворного мира, игрушек, художественной литературы и изобразительного искусства.

2. Развито общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, эмоциональная отзывчивость, сопереживание благодаря решению проблемных ситуаций.

3. Сформирована готовность детей к совместной деятельности через проектную деятельность, ИКТ.

4. Разработана модель формирования у дошкольников социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития.

5. Сформирована компетентность родителей в вопросах социального общения с детьми. Содержание работы по теме «Социально – коммуникативное развитие старших дошкольников при использовании средств приобщения старших дошкольников к социальной действительности». Социально-коммуникативное развитие – «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений» Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: (Социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение).

Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач:

1. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.

2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».

3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

I. Работа с детьми.

II. Взаимодействие с педагогами.

III. Взаимодействие с родителями.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

I. Организационные методы: - Наглядный – наблюдение, демонстрация наглядных пособий, использование карточек знаковой символики, презентации; - Словесный – беседа, проблемные ситуации, объяснение, указание, распоряжение, просьба; - Игровой – обучение через игру, музыкально – подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игровые ситуации, сюрпризные моменты.

II. Мотивационные методы – убеждение, поощрение, похвала. Социально-коммуникативного развития старших дошкольников предполагается через использовании средств приобщения детей к социальной действительности на соответствующих возрасту формах работы с детьми: - непрерывная образовательная деятельность (НОД) - групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия, которые являются главным критерием нового стандарта дошкольного образования, на которых проявляется самостоятельность, активность, инициатива, навыков саморегуляции.

Темы занятий с использованием интерактивных игр, презентаций:

«Составление рассказа с использованием предложенных предметов», «Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк», занятия-инсценировки «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Как лечили петушка», «Лисичка со скалочкой», рисование: «Я и моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой питомец» и др. - совместная деятельность педагогов и детей в режимных моментах, которая предусматривает проектную деятельность - Проекты: мини-музей «Красна ложка», «Кошкин дом», «Моя родословная»; познавательные беседы, разыгрывание сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», театр на ложках, решение проблемных ситуаций, сюжетно- ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры: «Салон красоты», «Интернет-кафе», «Супермаркет», поисково-творческие задания, просмотр видеофильмов - самостоятельная деятельность позволяет детям самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые, театрализованные и другие игры, стимулирует дошкольников к общению со сверстниками и воспитывающими их взрослыми. Социально-коммуникативное развитие можно распределить на разделы: «Я сам», «ОБЖ», «Предметный мир», «Правовое воспитание», «Человек в истории и культуре», «Моя родина», «Я и другие», «Труд взрослых».

Для социально-коммуникативного развития дошкольников широко использую ИКТ, которые позволяют:

1. Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.

2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.

3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.

4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

5. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Взаимодействие с педагогами :

Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям: - консультации по социально-коммуникативному развитию. : «Жадина- говядина», «Зависть- плохой советчик», «Приучаем к самостоятельности», «Страшно? Интересно!». - организация интеграции специалистов; - разработка единого тематического планирования (Приложение); - проведение праздников, вечеров-встреч с интересными людьми. - трансляция опыта - семинар для воспитателей «Повышение профессионального мастерства педагогов ДОО» Взаимодействие с педагогами ДОО : с воспитателями - взаимопосещение занятий, экскурсий; с музыкальным руководителем - подбор музыкально-ритмических произведений, музыкальное сопровождение, проведение праздников, досугов, развлечений; с логопедом – логопедические игры, беседы; с воспитателем по изобразительной деятельности – рисование, рассматривание иллюстраций, картин; воспитатель по экологии – беседы об окружающем мире, наблюдения за объектами живой и неживой природы; с воспитателем по информатике – использование интерактивных игр. III. Взаимодействие с семьей.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) - информационные стенды; - памятки, буклеты; - сайт ДОО; - родительские собрания.

2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы. - помощь в пополнении и обновлении развивающей предметно-пространственной среды атрибутами к сюжетно-ролевым играм «Почта», «Моряки», «Аптека», подбор материала для альбома «Мой город, мой край», книги в группу. - посещение открытых мероприятий: День открытых дверей, - выпуск печатной продукции. - участие в конкурсах. - участие в мероприятиях. Работа с родителями осуществляется через проведение: - выступления на родительских собраниях; - консультации; - открытые занятия; - дни открытых дверей; - совместные развлечения; Мониторинг

Мониторинг усвоения детьми материала проводится 2 раза в год, осуществляется через наблюдения за социально-коммуникативным развитием дошкольников. Для выявления уровня социально-коммуникативного развития старших дошкольников при использовании средств приобщения детей к социальной действительности мы использовали диагностику под редакцией Вераксы Н. Е. программы «От рождения до школы».

Результаты диагностики по теме социально-коммуникативного развития старших дошкольников при использовании средств приобщения детей к социальной действительности

Старшая группа. 2018-2019 год.

Высокий уровень 9 человек -38 %

Средний уровень -14 человек-58 %

Низкий уровень -1 человек- 4 %

Подготовительная группа. 2014-2015 год.

Высокий уровень- 14 человек -58 %

Средний уровень – 10 человек- 42 %

Низкий уровень -0 человек- 0 %

Из данной диаграммы мы видим, что усвоение программы с 38% высокого уровня возросло до 58%, а низкий уровень усвоения программы с 4% снизился до 0%, средний уровень с 58% понизился до 42%.

Таким образом, проанализировав результаты обследования, можно сделать вывод, что имеется тенденция роста усвоения программы

по теме «Социально-коммуникативного развития старших дошкольников при использовании средств приобщения детей к социальной действительности». Перспектива: Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Для успешной ее реализации необходимо - Принять участие в учрежденческом проекте «Диалог поколений, связь культур»; - Организовать в ДОУ, в группе дни национальной культуры; - Создать летопись в виде иллюстрированной книги «Семейные династии». «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи 0 10 20 30 40 50 60 2016-2017 г. г.

2018-2019 г. г. 4 0 58 42 38 58 низкий уровень средний уровень высокий уровень

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Рылеева Е. В. Вместе веселее. – М. 2010.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей М. : 2007.

3. Баринова Е. В. Учимся дружить. Ростов на Дону: 2014.

4. Алешина. Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М. - 2013.

5. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ - М: 2007

6. Мосалова Л. Л. Я мир С. П. 2011

7. Блинова Г. М Познавательное развитие детей 5-7 лет М- 2006

8. Е. В. Михеева Развитие эмоциональной сферы детей 4-7 лет М-2011

9. Ильина М. В. Чувствуем,познаем, размышляем М- 2004.

10. Михайлова Л. В Работа с родителями М-2015

Публикации по теме:

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2)Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2) Уважаемые коллеги, продолжаю освещать работу над пособием «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для обогащения развивающей среды.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников при использовании средств приобщения к социальной действительности
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 13:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД