Фиалка Султанова
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников при использовании средств приобщения к социальной действительности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 Гнездыш
Опыт работы по теме:
«Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников при
использовании средств приобщения детей к социальной действительности»
Воспитатель: Султанова Фиалка Ахмедовна г. Махачкала
Год рождения: 1973год.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников при использовании средств приобщения к социальной действительности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Образование: высшее, Дагестанский государственный педагогический
университет. Квалификационная категория: соответствие, 2010г
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Гнездышко»
Должность: воспитатель
Стаж работы по должности: 4года
Общий педагогический стаж работы: 20 лет
Стаж в данном учреждении: 20 лет
Увлекаюсь спортом, люблю активный отдых, верховой ездой, плаванием. Очень люблю детей. Ценю в людях доброту, терпение, активность, творчество. Владею методами анализа и самоанализа собственной педагогической деятельности. Успешно внедряю в практику работы современные инновационные технологии обучения: интеграция педагогического процесса, проектный метод. Вовлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс. Требовательна к себе, ответственна, активна. Дети относятся с любовью, родители - с уважением. «Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужными и близким людям» (М. Горький)
Пояснительная записка
Модернизация российского образования выдвигает новые требования к работе в образовательных учреждениях. Будущее подрастающее поколение должно быть готово к сотрудничеству, мобильности, обладать динамизмом и развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена взрослые учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В научных исследованиях подчеркивается, что самостоятельность возникает как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе. Она есть результат длительного и сложного исторического процесса установления и налаживания взаимоотношений между людьми. Развитие человека, заложенных в нем возможностей детерминируется обстоятельствами жизни и воспитания. Вместе с тем, активная деятельность личности изменяет обстоятельства, приносит людям относительную свободу. «Социализация» в психолого-педагогической литературе рассматривается как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих социальной группе и обществу в целом, «усвоение индивидом социального опыта» (Р. С. Буре); как процесс, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях (А. В. Мудрик); как «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, овладение определенными ролями и функциями» (Б. Д. Парыгин). Социализация раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация (И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова).
В гуманистической зарубежной педагогике и психологии сущность социализации представлена как процесс самоактуализации, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, преодоления негативных влияний среды, мешающей ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, К. Роджерс). По мнению В. И. Слободчикова, социализация личности происходит в «событийной сообщности». Но при этом, как отмечал Д. И. Фельдштейн, активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса.
Эта активность, формы ее проявления и уровень ее осуществления должны быть сформированы. Актуальность Анализ состояния практики дошкольного воспитания убеждает в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.
Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Поэтому взяла тему: «Социально – коммуникативное развитие старших дошкольников при использовании средств приобщения старших дошкольников к социальной действительности».
Новизна состоит в создании условий, обеспечивающих успешное формирование у дошкольников социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития в условиях ДОУ.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Работая над темой, поставила для себя цель: создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Создать условия для социально-коммуникативного развития.
3. Привлечь родителей к обогащению предметно-пространственной среды детского сада.
4. Представить опыт работы по проблеме социально-коммуникативного развития при использовании средств приобщения старших дошкольников к социальной действительности через научные труды Р. С. Буре, А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина.
5. Разработать модель формирования у дошкольников социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
В работе с воспитанниками поставила цель: социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Развивать социально-коммуникативные отношения старших дошкольников при использовании средств приобщения дошкольников к социальной действительности;
2. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
3. Формировать готовность детей к совместной деятельности через современные образовательные технологии.
4. Формировать социальные навыки в процессе социально-коммуникативного развития
5. Формировать компетентность родителей в вопросах социального общения с детьми.
Обучение дошкольников осуществляю на основе общих методических принципов: - принцип систематичности (регулярность занятий, рациональное чередование нагрузки и отдыха); - принцип развивающей деятельности; - принцип доступности, последовательности и системности, постепенного усложнения программного материала; - принцип наглядности.
Ожидаемый результат:
В результате проделанной работы у дошкольников будут :
1. Развиты социально-коммуникативные отношения старших дошкольников при использовании предметов рукотворного мира, игрушек, художественной литературы и изобразительного искусства.
2. Развито общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, эмоциональная отзывчивость, сопереживание благодаря решению проблемных ситуаций.
3. Сформирована готовность детей к совместной деятельности через проектную деятельность, ИКТ.
4. Разработана модель формирования у дошкольников социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития.
5. Сформирована компетентность родителей в вопросах социального общения с детьми. Содержание работы по теме «Социально – коммуникативное развитие старших дошкольников при использовании средств приобщения старших дошкольников к социальной действительности». Социально-коммуникативное развитие – «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений» Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: (Социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение).
Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач:
1. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.
2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
Работу по теме провожу в следующих направлениях:
I. Работа с детьми.
II. Взаимодействие с педагогами.
III. Взаимодействие с родителями.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
I. Организационные методы: - Наглядный – наблюдение, демонстрация наглядных пособий, использование карточек знаковой символики, презентации; - Словесный – беседа, проблемные ситуации, объяснение, указание, распоряжение, просьба; - Игровой – обучение через игру, музыкально – подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игровые ситуации, сюрпризные моменты.
II. Мотивационные методы – убеждение, поощрение, похвала. Социально-коммуникативного развития старших дошкольников предполагается через использовании средств приобщения детей к социальной действительности на соответствующих возрасту формах работы с детьми: - непрерывная образовательная деятельность (НОД) - групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия, которые являются главным критерием нового стандарта дошкольного образования, на которых проявляется самостоятельность, активность, инициатива, навыков саморегуляции.
Темы занятий с использованием интерактивных игр, презентаций:
«Составление рассказа с использованием предложенных предметов», «Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк», занятия-инсценировки «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Как лечили петушка», «Лисичка со скалочкой», рисование: «Я и моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой питомец» и др. - совместная деятельность педагогов и детей в режимных моментах, которая предусматривает проектную деятельность - Проекты: мини-музей «Красна ложка», «Кошкин дом», «Моя родословная»; познавательные беседы, разыгрывание сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», театр на ложках, решение проблемных ситуаций, сюжетно- ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры: «Салон красоты», «Интернет-кафе», «Супермаркет», поисково-творческие задания, просмотр видеофильмов - самостоятельная деятельность позволяет детям самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые, театрализованные и другие игры, стимулирует дошкольников к общению со сверстниками и воспитывающими их взрослыми. Социально-коммуникативное развитие можно распределить на разделы: «Я сам», «ОБЖ», «Предметный мир», «Правовое воспитание», «Человек в истории и культуре», «Моя родина», «Я и другие», «Труд взрослых».
Для социально-коммуникативного развития дошкольников широко использую ИКТ, которые позволяют:
1. Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.
3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
5. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Взаимодействие с педагогами :
Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям: - консультации по социально-коммуникативному развитию. : «Жадина- говядина», «Зависть- плохой советчик», «Приучаем к самостоятельности», «Страшно? Интересно!». - организация интеграции специалистов; - разработка единого тематического планирования (Приложение); - проведение праздников, вечеров-встреч с интересными людьми. - трансляция опыта - семинар для воспитателей «Повышение профессионального мастерства педагогов ДОО» Взаимодействие с педагогами ДОО : с воспитателями - взаимопосещение занятий, экскурсий; с музыкальным руководителем - подбор музыкально-ритмических произведений, музыкальное сопровождение, проведение праздников, досугов, развлечений; с логопедом – логопедические игры, беседы; с воспитателем по изобразительной деятельности – рисование, рассматривание иллюстраций, картин; воспитатель по экологии – беседы об окружающем мире, наблюдения за объектами живой и неживой природы; с воспитателем по информатике – использование интерактивных игр. III. Взаимодействие с семьей.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) - информационные стенды; - памятки, буклеты; - сайт ДОО; - родительские собрания.
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы. - помощь в пополнении и обновлении развивающей предметно-пространственной среды атрибутами к сюжетно-ролевым играм «Почта», «Моряки», «Аптека», подбор материала для альбома «Мой город, мой край», книги в группу. - посещение открытых мероприятий: День открытых дверей, - выпуск печатной продукции. - участие в конкурсах. - участие в мероприятиях. Работа с родителями осуществляется через проведение: - выступления на родительских собраниях; - консультации; - открытые занятия; - дни открытых дверей; - совместные развлечения; Мониторинг
Мониторинг усвоения детьми материала проводится 2 раза в год, осуществляется через наблюдения за социально-коммуникативным развитием дошкольников. Для выявления уровня социально-коммуникативного развития старших дошкольников при использовании средств приобщения детей к социальной действительности мы использовали диагностику под редакцией Вераксы Н. Е. программы «От рождения до школы».
Результаты диагностики по теме социально-коммуникативного развития старших дошкольников при использовании средств приобщения детей к социальной действительности
Старшая группа. 2018-2019 год.
Высокий уровень 9 человек -38 %
Средний уровень -14 человек-58 %
Низкий уровень -1 человек- 4 %
Подготовительная группа. 2014-2015 год.
Высокий уровень- 14 человек -58 %
Средний уровень – 10 человек- 42 %
Низкий уровень -0 человек- 0 %
Из данной диаграммы мы видим, что усвоение программы с 38% высокого уровня возросло до 58%, а низкий уровень усвоения программы с 4% снизился до 0%, средний уровень с 58% понизился до 42%.
Таким образом, проанализировав результаты обследования, можно сделать вывод, что имеется тенденция роста усвоения программы
по теме «Социально-коммуникативного развития старших дошкольников при использовании средств приобщения детей к социальной действительности». Перспектива: Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Для успешной ее реализации необходимо - Принять участие в учрежденческом проекте «Диалог поколений, связь культур»; - Организовать в ДОУ, в группе дни национальной культуры; - Создать летопись в виде иллюстрированной книги «Семейные династии». «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи 0 10 20 30 40 50 60 2016-2017 г. г.
2018-2019 г. г. 4 0 58 42 38 58 низкий уровень средний уровень высокий уровень
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Рылеева Е. В. Вместе веселее. – М. 2010.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей М. : 2007.
3. Баринова Е. В. Учимся дружить. Ростов на Дону: 2014.
4. Алешина. Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М. - 2013.
5. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ - М: 2007
6. Мосалова Л. Л. Я мир С. П. 2011
7. Блинова Г. М Познавательное развитие детей 5-7 лет М- 2006
8. Е. В. Михеева Развитие эмоциональной сферы детей 4-7 лет М-2011
9. Ильина М. В. Чувствуем,познаем, размышляем М- 2004.
10. Михайлова Л. В Работа с родителями М-2015