Оксана Невечера
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в современном информационном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в современном информационном пространстве"
Воспитатель: Невечера Оксана Григорьевна
Современное общество невозможно себе представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Родившись, ребенок попадает в среду, насыщенную компьютерными технологиями. Постепенно информационно-коммуникационные входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов обучения и развития ребёнка. Введение компьютера в традиционный педагогический процесс детского сада позволяет сделать процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет непосредственно образовательную деятельность, а только дополняет её. Непосредственно образовательная деятельность на основе использования компьютера проводится в соответствии с общим планом образовательной программы, взаимно обогащая друг друга, обеспечивая дальнейшее развитие традиционной игровой среды. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяет расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. В настоящее время существует множество обучающих компьютерных программ для дошкольников.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в современном информационном пространстве» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Среди них и программы, помогающие:
1) развивать математические способности;
2) осваивать иностранные языки;
3) расширять кругозор детей.
Большинство компьютерных обучающих программ для детей разработано в форме игр, ведь именно игровая деятельность для дошкольника является ведущей. Использование компьютерных игр в детском саду вызывает негативное отношение некоторых ученых, педагогов, родителей. Это связано с тем, что применение компьютерных игр рассматривается как одна из проблем, препятствующих социализации личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Это можно объяснить тем, что педагоги дошкольного образовательного учреждения не всегда компетентны в вопросе целесообразного и эффективного использования компьютерных игр в непосредственно образовательной деятельности детского сада. Следовательно, возникает задача специальной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, в том числе компьютерных обучающих программ в непосредственной образовательной деятельности детского сада.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
• Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• Формировать информационную культуру у детей;
• Активизировать познавательный интерес;
• Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается : теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
2. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
3. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
4. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
5. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
6. Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
7. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
8. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
9. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
10. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).
В нашем детском саду проходят занятия с мультимедийной поддержкой. На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока.
Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ. Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.
Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что использование новых информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения дает современному ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре, в том числе компьютерной, у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Развитие активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения, как с другими людьми, так и с самим собой, зависит не только от педагогов и родителей, но и от часто меняющейся окружающей действительности.