Cветлана Пурова
Опыт работы по теме «Организация сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность опыта.
Вопрос развития игровой деятельности был всегда актуален, а на современном этапе он приобретает еще большую значимость, т. к. в Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что развитие личности, мотивации и способностей детей происходит в различных видах деятельности, в том числе и игре – как сквозном механизме развития ребенка. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определена и такая социально-нормативная характеристика, как овладение ребенком разными формами и видами игры, различение им условной и реальной ситуации.
Публикация «Опыт работы по теме „Организация сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Но, тем не менее, мы вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют, они затрудняются в придумывании сюжетов, в развертывании ролевых диалогов, не умеют договариваться друг с другом. Запросы родителей направлены не на игру, а на подготовку к школе. Мы, педагоги, в свою очередь, не умеем играть с детьми и грамотно руководить детской игрой, т. к. в практике часто используем разрозненные методы: что-то берется из рекомендаций одного автора, что-то из рекомендаций другого. При таком подходе к руководству игрой успеха в работе достичь невозможно. Поэтому мы решили более подробно изучить технологию комплексного руководства игрой, т. к. она определена в Образовательной программе нашего детского сада, и в системе использовать ее для организации игры детей среднего дошкольного возраста, тем более, что именно этот возраст наиболее сензитивен для развития сюжетно-ролевой игры.
2. Анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы:
В концепции, построенной Дмитрием Борисовичем Элькониным и продолженной Светланой Леонидовной Новоселовой, выделяются этапы становления игры, где 4-ый этап – это начальные формы сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет. В этой концепции на протяжении всего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра считается ведущей деятельностью, которая открывает широкие возможности для развития детей, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется. В дошкольной педагогике существуют различные подходы к развитию игры и ее руководству. Одним из направлений является технология комплексного руководства игрой. Разработкой данного направления занимались ученые Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова под научным руководством С. Л. Новоселовой.
3. Цели и задачи педагогической деятельности.
Цель - обогащение и развитие самостоятельного игрового опыта детей.
Данную цель мы решаем через реализацию задач по трем направлениям: во-первых, создание содержательной основы для развития игровой деятельности; во-вторых – это развитие всех компонентов детской игры; в-третьих, воспитание доброжелательных отношений между детьми.
Задачи:
-Обогащение представлений об окружающем, о труде взрослых; расширение круга интереса детей;
-Обогащение арсенала игровых действий, сюжетов, тематики игр;
-Развитие умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевые диалоги;
-Развитие умения создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
-Воспитание доброжелательных отношений между детьми.
4. Описание опыта работы по проблеме.
Как показывает практика, внедрение в образовательную деятельность технологии комплексного руководства игрой позволяет к концу дошкольного детства сформировать полноценную самодеятельную творческую игру. Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры: ознакомление с окружающим, передача игрового опыта через обучающие игры, создание развивающей предметно-пространственной среды, активизирующее общение взрослого с детьми.
4.1. Ознакомление с окружающим. Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент комплексного руководства игрой – ознакомление детей с окружающим миром. Здесь важно познакомить детей с человеком и выполняемыми им действиями, как в повседневной, так и в профессиональной деятельности. Для возникновения игры одних представлений недостаточно, нужно, чтобы у ребенка возникло большое желание немедленно включиться в деятельность, которую выполняет взрослый, например, лечить куклу-дочку или поехать на машине куда-то. Жизнь взрослых настолько притягательна для ребенка, что он не может ограничиться только созерцанием, ему хочется немедленно включиться в деятельность. Сделать это, естественно, нельзя, что приводит к возникновению противоречия между желанием, например, поехать на машине, как папа, и невозможностью сразу реализовать возникшее желание. Например, ребенок берет игрушечный руль и представляет, что он едет на машине, как папа.
Наиболее эффективны непосредственные наблюдения, экскурсии, во время которых знакомим детей с трудом взрослых. Чтобы усилить желание выполнять затем разнообразные роли в игре, мы обращаем внимание на личностные качества человека, например, что он заботливый, занимается нужным делом, помогает людям. В этих целях достаточно эффективен такой прием, когда люди, с которыми знакомят дошкольников, дарят им игрушки или какой-либо материал, беседуют с детьми об их предстоящих играх.
В тех случаях, когда невозможно организовать непосредственное наблюдение, мы знакомим детей с окружающим миром, через рассказы взрослых, чтение художественной литературы, просмотры телепередач, фильмов, презентаций. При этом также обращаем внимание детей на то, какую деятельность и какие действия выполняют взрослые. В процессе ознакомления с окружающим миром детей среднего возраста обязательно нужно включать в активную деятельность: привлекать к сравнению, анализу, разрешению выдвигаемых воспитателем доступных проблемных задач, включать детей в практическую деятельность. Все это будет способствовать зарождению желания немедленно участвовать в той деятельности, о которой он узнал, что как раз и приводит к возникновению игры.
4.2. Обогащению игрового опыта детей среднего дошкольного возраста. Содержание второго компонента комплексного руководства игрой посвящено усложнению содержания, игровых ролевых действий, через взаимодействие с партнерами, развитие самостоятельности и творчества в игре. Этому способствуют различные виды игр: дидактические, сюжетно-дидактические, театрализованные, подвижные, игры-загадки, игры-имитации, игры с воображаемыми предметами, «разговоры по телефону», игры-экспериментирования, словесные игры по типу «Я начну, а ты продолжи». Но необходимо помнить, что обучающие игры – это не подобие занятий, детей нужно включать в игровую ситуацию. Воспитатель выступает в такой игре в качестве равноправного партнера. Кроме этого при планировании второго компонента развития игры мы определяем перечень ролей, которые могут быть задействованы в игре, перечень ролевых действий, список игр-спутников, варианты выхода из игры.
4.3. Организации развивающей предметно-игровой среды. Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому в комплексном руководстве игрой им уделяется серьезное внимание. Кроме этого игрушки оказывают большое влияние на появление игровых замыслов.
Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями детей пятого года жизни об окружающем мире и игровыми интересами детей. Знания об окружающем мире обогащаются постепенно, в соответствии с этим постепенно расширяется набор образных игрушек. Следовательно, игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. Потому что дети привыкают к однообразию игровых уголков, имеющиеся в них игрушки уже не способствуют появлению новых замыслов. Не следует забывать о таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть. Продуманный подбор игрового материала способствует тому, что игры детей становятся тематически разносторонними. Наряду с образными игрушками представлен обобщающий материал: предметы-заместители, модули. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, вокруг разбросали кубы или пластины, как будто лодки или льдины, расставленные большие призмы - это скалы, а малая призма - акула. Такая создаваемая самими детьми игровая обстановка вызывает у них иллюзию подлинности переживаемых событий, побуждает объединяться в игре, договариваться уже на этапе зарождения замысла. Образные игрушки в сочетании с обобщенным игровым материалом дают возможность реализовать разнообразные замыслы, при этом ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи.
Вносят разнообразие в оформление и помогают в реализации замысла ширмы, съемные панно-картины, нарисованные предметы, игрушки-самоделки. Панно-картины активизируют воображение дошкольников, позволяют быстро изменить игровую обстановку с учетом игровых интересов. Дети средней группы могут уже вместе со взрослыми или самостоятельно сделать необходимый атрибут для развития сюжета и использовать его в игре.
4.4. Активизирующее общение взрослого с ребенком. Подвести детей к самостоятельному, творческому применению обогащенного игрового и реального опыта помогают игровые проблемные ситуации, которые можно создать как путем изменения игровой среды, так и с помощью активизирующего общения. Это четвертый компонент комплексного руководства игрой. Он осуществляется с использованием специальных методов руководства, среди них особое место отводится косвенным – советам, напоминаниям, поощрениям. Большое значение имеет постановка игровых проблемных ситуаций. Проблема, которая ставится в процессе игры, должна находиться в зоне ближайшего развития, мы активизируем ребенка самостоятельно ее решить, при этом оказываем незначительную помощь. В результате обогащается игровой опыт.
Основные требования к организации активизирующего общения воспитателя с детьми в процессе игры:
-воспитатель вступает с детьми в игровое сотрудничество, строит с ними диалог;
-общение должно быть целенаправленным, оправданным, а не спонтанным;
-включаться в активизирующее общение необходимо своевременно, в тот момент, когда дети испытывают затруднения;
-включаться в игры нужно тактично, деликатно, осторожно.
4.5. Взаимодействие с родителями.
Мы уже говорили о том, что запросы родителей направлены не на игру, а на подготовку к школе. Для того, чтобы изменить их отношения к сюжетно-ролевой игре, обучить способам игровой деятельности был проведен ряд мероприятий, в которых родители выступили не пассивными слушателями, а активными участниками:
- Анкетирование «Нужна ли игра в дошкольном возрасте».
-Педагогическая гостиная «Как мы играем с детьми» (опыт семейного воспитания). - Семинар-практикум «Развитие сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста». - Рекомендации в уголок родителей: «Читаем и знакомимся с трудом взрослых», «Игры-загадки», «Что можно рассказать детям о своей профессии». - Конкурс «Самодельные игрушки для развития игры». - Тематические встречи: «Моя мама – врач», «Смелый пожарный», «Кто штаны детишкам шьет». - Игровой час «Играем вместе».
4.6. Диагностика развития игровой деятельности.
Диагностика проводилась по методике Н. Ф. Комаровой по следующим показателям:
1. Замысел игры появляется по инициативе:
а) взрослого
б) самого ребенка
в) сверстника
2. Разнообразие игровых замыслов.
3. Игровые задачи ставит:
а) взрослый
б) с помощью взрослого
в) самостоятельно
4. Разнообразие игровых задач
5. Взаимосвязь игровых задач:
а) разрозненные
б) взаимосвязанные
6. Проявление творчества при постановке игровых задач:
а) репродуктивные
б) инициативные
7. Количество игровых задач.
8. Разнообразие игровых действий с игрушками
9. Обобщенность игровых действий с игрушками:
а) развернутые
б) обобщенные
10. Игровые действия с предметами-заместителями включают в игру:
а) по инициативе взрослого
б) самостоятельно
11. Разнообразие игровых действий с предметами – заместителями.
12. Игровые действия с воображаемыми предметами включает в игу
а) по инициативе взрослого
б) самостоятельно
13. Разнообразие игровых действий с воображаемыми предметами
14. Принимает в игре роль:
а) помощью взрослого
б) самостоятельно
15. Разнообразие выполняемых ролей.
16. Разнообразие ролевых действий.
17. Выразительность ролевых действий.
18. Ролевые высказывания появляются по инициативе:
а) взрослого
б) ребенка
в) сверстника
19. Ролевые высказывания обращены:
а) к игрушке-партнеру
б) воображаемому собеседнику
в) взрослому
г) сверстнику
20. Наличие ролевой беседы.
21. Ролевая беседа возникает по инициативе:
а) взрослого
б) ребенка
в) сверстника.
22. Содержательность ролевой беседы.
23. Наличие взаимодействия в игре.
24. Вступает во взаимодействие:
а) со взрослым
б) сверстниками
25. Принимает игровые задачи:
а) от взрослого
б) сверстника
26. Длительность взаимодействия:
а) кратковременное
б) длительное
Результативность опыта можно было определить, сравнив результаты диагностики игровой деятельности по вышеуказанным показателям в начале и в конце учебного года.
В результате применения нами комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой к концу пятого года жизни дети приобрели богатый игровой опыт. Наблюдения за играми детей позволили сделать вывод, что у большинства детей группы достаточно высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры на данном возрастном этапе:
-Игровые замыслы детей разнообразны, самостоятельны, в них отображаются знакомые и малознакомые события.
- Дети освоили способы предметно-игровых действий, как с игрушками, так и с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами; способны самостоятельно создать игровую среду.
- Дети могут передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности.
- Дошкольники вступают во взаимодействие, проявляя доброжелательное отношение друг к другу; завязывают содержательную ролевую беседу.
Таким образом, можно сделать вывод, что комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой средних дошкольников позволяет развивать и совершенствовать игровые навыки детей.
Литература:
1. Большое путешествие в волшебный мир игры (по материалам методического объединения воспитателей 1 кв. категории и опытно-экспериментальной работы педагогов МДОУ д\с №31/ автор-составитель Л. С. Дроздова – Павлово-на-Оке, 2008г.
2. Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; под ред. Л. С. Новоселовой. – М. :Просвещение, 1989. – 286с.
3. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. - М. : Издательство «Скриптори 20032», 2010. – 160с.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. «Играем?. Играем!». Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. –М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.