Ольга Кириленко
Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик -от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы. От ребёнка, способного при специальной поддержке на равных воспитываться и обучаться со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе. При этом такое различие в развитии наблюдается не только в группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей, в том числе у детей с нарушением слуха.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищённость. В связи с этим сопровождение дошкольников с нарушением слуха не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании, обучении, сохранении здоровья, коррекции нарушений, а так же включает в себя обеспечения успешной социальной адаптации.
Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к воспитанию и обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития ребёнка с нарушением слуха с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Мир, окружающий ребёнка, не даёт ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своим разнообразием. Растущий человек всегда готов к познанию, ему хочется понять всё, что его окружает. И вот тут-то на его пути возникает препятствие. Ведь основной источник получения информации об окружающем мире у не слышащего ребёнка оказывается повреждённым.
Социальная ситуация в которой оказывается ребёнок с нарушением слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии, становлении определённых черт личности. Личность ребёнка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребёнок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребёнка и взрослым.
Например: сочувственное отношение между глухих детей друг к другу побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным побуждением сочувствия и приучения выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорчённому товарищу. Обычно воспитатель использует прямое обращение одного ребёнка к другому, совместно с ним утешает обиженного, демонстрирует своё сочувствие – такое эмоциональное проявление как бы заражает ребёнка. Важное действенное указание – пожалей, погладь или приглашение (по подражанию) к сопереживанию, сочувствию по отношению к плачущему.
В этом случае можно говорить о том, что сама социальная ситуация, в которой пребывает не слышащий ребёнок, играет важную роль в возникновении и формировании у него определённых черт личности.
Важную роль в социальной адаптации не слышащего ребёнка играет его ознакомление с окружающим миром в процессе деятельности. Социальный опыт приобретается в деятельности. Многообразная деятельность детей, которая осуществляется во время подъёма, медицинского осмотра, гигиенических процедур, приёма пищи, игры, подготовки ко сну, прогулки и других видов деятельности используется для ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира.
Большое внимание заслуживает также нравственное воспитание глухих дошкольников. Дружественная атмосфера, совместная радостная деятельность и взаимопомощь являются основой социальной адаптации глухих детей. Правильно организованная работа в дошкольном возрасте будет способствовать всестороннему развитию не слышащего ребёнка.
Ещё немало важную роль в социальной адаптации не слышащего ребёнка играет его семья. Не так мало людей, у которых не слышащие дети. Самое главное – такой ребёнок должен быть принят своей семьёй. Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности не слышащих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. С не слышащим человеком выступает главная проблема-социализация через определённые способы передачи информации. В этом случае нужно переходить на жестовую речь, но её надо выучить родителям. В этом я убедилась на собственном опыте и на опыте других семей, у которых не слышащие дети. Гражданское общество должно подумать, как помочь таким семьям.
Как писал Л. С. Выгодский: «Проблема глухоты в обществе – проблема социальная». Глухота будет побеждена через социальное воспитание. Тогда о не слышащем ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он глухой и ничего больше.
Социальная адаптация ребёнка с нарушением слуха во многом зависит от сознания себя членом того или иного сообщества, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности не слышащего ребёнка может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщества слышащих. Лишь при активном и доброжелательном содействии слышащих ребёнок с нарушением слуха в состоянии стать полноценным членом общества.