Светлана Lana
Социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием развития социальной успешности личности мы считаем создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, создание ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности. Включение ребенка в разнообразную, творческую и общественно значимую деятельность (соответствующую возрасту, общечеловеческим гуманистическим ценностям, позволяющую ребенку реализовать себя, обрести чувство успеха, уверенности в себе) рассматривается нами как необходимое условие благополучной социализации личности.
Публикация «Социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.
После отчисления из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выпускники сталкиваются с тем, что их мнение о беззаботной самостоятельной жизни является ошибочным, что их могут подстерегать ситуации, из которых трудно выйти, не имея определенных знаний, опыта и помощи значимого взрослого человека. Пребывание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей накладывает на подростков определенный отпечаток: находясь на полном государственном обеспечении в течение ряда лет, они лишаются возможности самостоятельно делать выбор, принимать решения, планировать свою деятельность. У воспитанников, живущих в детских домах, развивается синдром нарушения ролевой идентификации, часто отсутствует представление о таких понятиях как партнёр, супруг, родители. Выходя из стен детского дома в самостоятельную жизнь, выпускники становятся совершенно беспомощными перед возникающими проблемами.
Процесс социализации, может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и выпускников. В связи с этим выпускнику на стадии постинтернатной адаптации необходима помощь специалистов учреждения, в котором он воспитывался.
Поэтому с целью реализации программы «Мы с тобой, выпускник», организации индивидуального сопровождения и поддержки выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для успешной социализации и интеграции в общество, совершенствования системы работы учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по воспитанию, обучению, социальной адаптации воспитанников к самостоятельной жизни отделом постинтернатного сопровождения выпускников были разработаны критерии социализации выпускников и уровни адаптивности к ним.
Критерии социализации – это совокупность качественных показателей, определяющих социализацию воспитанников, т. е. тех характеристик личностного развития, которые необходимо освоить выпускнику на выходе из учреждения для успешной интеграции в современное общество.
1. Высокий уровень адаптивности. Выпускники данной категории нуждаются в поддержке в начальный период их жизнеустройства.
2. Средний уровень адаптивности. В процессе сопровождения выпускники нуждаются как в информационной, так и в социально-психологической поддержке. Социальные навыки у них сформированы недостаточно.
3. Низкий уровень адаптивности. Выпускники этой категории имеют низкие социальные навыки, не могут устроиться на работу, ведут асоциальный образ жизни. В таком случае требуется совместная работа с органами опеки и попечительства, организацией социальной защиты и, при необходимости, с привлечением органов МВД.
Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному состоянию.
Цели и задачи мониторинга уровня социализации выпускников :
- проследить динамику развития личности воспитанников;
- сформировать информационную базу уровня развития личности каждого воспитанника;
- выявить возможные отрицательные тенденции в развитии и наметить пути их предупреждения и преодоления;
- определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности воспитанников, зоны ближайшего развития, наметить пути их реализации.
При проведении мониторинга социализации выпускников анализируются:
- личные дела (социальные карты) выпускников;
- индивидуальные планы постинтернатного сопровождения выпускника;
- уровень социальной адаптации и активности сопровождаемого выпускника;
- особенности личности выпускника;
- коммуникативные способности;
- занятость выпускника (обучение, трудоустройство, досуг);
- наличие жилья;
- социально-бытовые условия проживания выпускника;
- его экономическое состояние.
В данном исследовании приняли участие 13 выпускников 2021 года. Мониторинг проводился два раза, на начало учебного года (сентябрь 2021 г.) и на конец (август 2022)
Диаграмма 1
Как видно из диаграммы 1, 2 выпускника имеют низкий уровень адаптивности есть проблемы с заниженным уровнем самооценки и эмоциональной неустойчивостью, 6 – со слабой эмоциональной устойчивостью, не уверены в собственных силах, но при этом имеют положительный потенциал; у пятерых – высокий уровень.
Большая часть выпускников имеет средний уровень коммуникативности (имеют ограниченный круг общения и не умеют конструктивно решать конфликтные ситуации).
Все выпускники обучаются в колледжах и техникумах, у 4 нет никаких проблем с учебой, 9 – имеют пропуски по некоторым предметам.
6 выпускников имели собственное жилье и необходимые предметы быта, 7- включены в список на получение жилого помещения.
Для организации своевременной поддержки выпускника детского дома в период социально-профессионального становления, направленной на благоприятную адаптацию в социуме, специалистами отдела оказывался необходимый комплекс мер, включающий юридическую, психолого-педагогическую, медицинскую поддержку, а именно: диагностика профессиональной направленности и профпригодности, лекции с выпускниками, индивидуальные беседы, упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности; организованы условия для установления выпускником новых контактов путём привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения: индивидуальные занятия и коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде,
спортивно-массовых мероприятиях, проведение юридических консультативных занятий по вопросам семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного права, по получению, замене, восстановлению утраченных документов, получению жилья.
В течение всего учебного года осуществлялось посещение выпускников по месту их учебы с целью контроля успеваемости, посещаемости занятий, также велась совместная работа с администрацией учебных заведений. В случаях отказа от дальнейшего обучения, прогулов, опозданий, проводились индивидуальные беседы с целью выявления причин нежелания учиться, направленные на восстановление интереса и мотивации к обучению.
Как видно из диаграммы 2, в результате проделанной работы, уровень социализации некоторых выпускников повысился.
Уровень социализации выпускников (август 2022 г.)
Во втором полугодии 2022 года 6 человек получили квартиры, в первом полугодии 2022 года – 2, одному выпускнику проведен косметический ремонт комнаты, благоустраиваются квартиры, выпускникам оказывается помощь в оформлении документов на квартиру.
10 выпускников закончили обучение в колледжах и техникумах Московской области. Из них 3, что составляет 30%, продолжат обучение в ВУЗах, 2 получают второе образование, 3- трудоустроены.
Поэтому надо продолжать работу по защите прав и интересов выпускников, реализации индивидуального плана постинтернатного сопровождения с участием органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Оказывать дальнейшую помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи.