Жанна Большакова
Социализация ребёнка дошкольного возраста в трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация ребёнка дошкольного возраста в трудовой деятельности
«Дайте детям радость труда…
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы возможность доставлять радость другим»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Социализация ребёнка дошкольного возраста в трудовой деятельности» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Социализация-это непрерывный процесс становления личности, длящийся в течение всей жизни. Особенности социализации - это адаптация к среде, приобретение навыков трудовой деятельности, утверждение в перспективе - профессиональной деятельности. Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности.
Чем же еще важен труд для ребенка? Почему не стоит отказываться от него, воспитывая ребенка?
Во-первых, человек, привыкший и умеющий трудиться, чувствует себя уверенно, он не расположен рассчитывать на кого-то, он готов делать всё сам. Такая уверенность постепенно вырабатывает небоязнь трудностей, смелость в принятии решений, повышает самооценку, укрепляет желание трудиться.
Во-вторых, труд требует волевых усилий, а волевые усилия тесно связаны со стремлением выполнять трудовые действия добросовестно, добротно, не боясь переделать то, что получилось с первого раза не очень качественно. Дети не очень любят переделывать, они склонны всегда оценивать свои действия положительно. Они еще не научились объективно анализировать свои действия. Их, конечно, нужно учить этому. Но в процессе такого обучения важно не критиковать действия ребенка, а помогать ему самому, увидеть, что сделано не совсем хорошо и дать уверенность в том, что он, ребенок, способен сделать лучше.
В - третьих, в дошкольном возрасте зарождается такой важный вид труда, как умственный труд. При правильной организации можно приучить ребенка постоянно думать, размышлять, предвидеть результат, планировать свою работу, обдумывать причину, когда что-то не получилось и переделывать уже согласно продуманному плану, добиваясь более качественного результата. Всё это доступно ребенку дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста и будет помогать ему в учебе в школе, да и в жизни вообще. Умственный труд сложнее физического труда, так как он требует развития воображения, умения увидеть процесс труда и его результат в развитии, умения анализировать каждый этап труда до его совершения и умения анализировать уже сделанное.
В- четвертых, в процессе труда воспитывается умение и желание оказывать помощь товарищу, научить его тому, что уже умеешь делать сам. Такие нравственные проявления укрепляют и украшают взаимоотношения между детьми. Правда, современные дети умеют оказывать помощь только в случае, когда товарищ их попросит об этом. Сами проявлять инициативу не считают нужным. Это искаженное понимание независимости и индивидуальной неповторимости личности, которые культивируются в современных условиях жизни и развития ребенка вступают в противоречие с нравственными нормами взаимоотношений между людьми. И требуют корректировки и более глубинного рассмотрения сущности процесса взаимодействия.
Очень полезны для воспитания дружеских взаимоотношений коллективные формы организации труда детей. Коллективный труд требует умения договариваться, согласовывать свои действия с действиями других детей, для развития самооценки и объективной оценки деятельности сверстников, для ощущения «чувства локтя». И это доступно дошкольникам, но и это требует внимания со стороны взрослых, которые должны научить детей жить в коллективе.
В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые : в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. ; испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость; его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
Процесс игры побуждает ребенка осуществлять трудовые действия, например купание куклы. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми умениями. Но порой эти трудовые действия настолько захватывают ребенка, что он забывает о цели. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с гуашью, пользуясь подносом. Расставив розетки на столе, ребенок превращает поднос в руль и, изображая шофера, «едет» за другой партией розеток. Или становится рабочим зоопарка, когда ему поручено покормить рыбок, птичку: разговаривает с ними, изображая доктора Айболита, производит нужные действия, сопровождая их словами, выражающими заботу о своих подопечных.
С другой стороны, игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы затеять игру в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий : построили из кубиков дворец – надо сложить весь оставшийся материал на полку; закончили играть в лото – сложить все карточки в коробку; сделали атрибуты для персонажей будущей игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки из-под клея.
Средства трудового воспитания дошкольников должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений. Это о содержании труда взрослых; о труженике, его отношении к делу; о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступным им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания в процессе деятельности положительного отношения к труду и установления доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:
• ознакомление с трудом взрослых;
• обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;
• организация труда детей в доступном им содержании.
В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется в процессе постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.
Если мы с детства не привьем ребенку желания трудиться, если не дадим ему возможности почувствовать прелесть труда, почувствовать удовлетворение от сделанного — мы лишим его человеческого качества – быть достойным представителем своего рода, быть Человеком.
Список литературы
Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания -СПб, 2004
Козлова С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников : учебник. - М. : Издательский центр «Академия», 2016