Наталья Спиридонова
Социализация ребёнка-дошкольника в процессе музыкально-игровой импровизации.
▼ Скачать + Заказать документы
В статье предлагаются игры для музыкальных занятий во всех возрастных группах, что способствует пониманию и гармоничному взаимодействию с музыкой.
Среди многих факторов и механизмов,влияющих на музыкально-игровой процесс,особое место занимает включение ребёнка в различные виды социальных отношений в процессе развития основных видов детской деятельности. Особое место в этом занимает игровая деятельность как самый универсальный способ социализации ребёнка -дошкольника. Между тем, игра негласно оказалась сферой педагогического воздействия, в основном, педагогов- психологов и воспитателей детского сада. Например, как может оказывать влияние на социальное развитие дошкольников музыкально-игровая деятельность, практически нигде не рассматривается. Между тем, уникальные особенности музыкально-игровой деятельности детей использовались как механизм их социализации с незапамятных времён.
Публикация «Социализация ребёнка-дошкольника в процессе музыкально-игровой импровизации,» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Так, отечественная музыкально-игровая культура своими корнями уходит в народное творчество, в его особую область, связанную с детьми, где любовь, забота и внимание взрослых вызывали у детей отклик на разнообразные явления природы и окружающей среды жизни. Самые простые потешки, частушки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки вводили ребёнка в музыкально-игровой мир, сего самобытным языком и жанровым разнообразием.
Иногда уже в младенческом возрасте дети могут сами придумывать и текст, и мелодию. Однажды на занятии дети слушали «Колыбельную» и я дала задание покачать маленького зайчика. Многие дети просто качали зайчика и пропевали слова «баю-бай», а Миша У., гладил зайчика и напевал «Спи мой зайчик, мой хороший», и мелодия его была нежной и ласковой.
Для того, чтобы начать импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, ребёнок дошкольник должен достичь определённого уровня музыкального развития, выраженного в следующих умениях: тонко воспринимать музыку, т. е. эмоционально сопереживать её характеру, вплоть до оттенка настроения и чувств; хорошо понимать язык средств музыкальной выразительности, к которым относятся мелодия, ритм, темп, динамика, форма; свободно владеть необходимыми для или иной игровой ситуации исполнительскими навыками певческого, танцевального, инструментального и артистического свойства.
Более сложный пример. «Игры-драматизации» являются вершиной детского музыкально-игрового творчества. Они обладают сюжетностью, которая ориентируется на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение, в сочетании с песенной выразительностью эти игры предполагают взаимодействие и столкновение между персонажами, посредствам музыкально-двигательных диалогов монологов с положительной развязкой. Игры драматизации сложны тем, что на синтез пения и движения в них наслаиваются элементы музыкально – театральной деятельности. Дети обладают огромными игровыми возможностями. К. С. Станиславский указывал : «Детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы»».Т. е. ребёнок может глубоко погружаться в свою роль, верить в неё, действовать от её лица.
Музыкальные пальчиковые песенки-игры
Профессиональные психологи и педагоги давно установили, что пальчиковые и жестовые игры приносят огромную пользу для развития ребёнка. А если они ещё и под музыку, то им просто нет цены! Мне кажется, сейчас ни в одном детском саду занятия не обходятся без песенок – игр, и это неслучайно. Музыкальные – игры действительно весёлые, задорные и очень нравятся деткам.
Ритмические игры – теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, поэтому надо научить ребёнка физически прочувствовать ритм. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть. Петь, танцевать и т. д. Воспитывая у детей чувство ритма. Повышается рациональная организованность движений, их работоспособность, развивается дыхание.
С помощью игры дети легче воспринимают данный материал. Отдыхают. Повторяя и закрепляя пройденное. Также благодаря играм лучше развивается слух, чувство ритма, закрепляются необходимые для танца движения.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. С помощью занимательных сказок-шумелок. Малыши познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научаться воспроизводить оттенки звучания.
Исходя из всего этого, следует вывод, что музыкальные игры развивают интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере.
Литература.
1. Теория и методика музыкального воспитания / Н. А. Ветлугина М. ,1983
2. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. ,1988