Лариса Ерушова
Развитие самостоятельности старших дошкольников и их социализация в процессе «Клубного часа»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности старших дошкольников и их социализация в процессе реализации современной педагогической технологии «Клубный час»
Современный уровень развития общества характеризуется сменой приоритетов образовательной парадигмы, которая предъявляет новые требования к результату дошкольного образования.
Публикация «Развитие самостоятельности старших дошкольников и их социализация в процессе „Клубного часа“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников. Это связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни.
В связи с введением ФГОС ДО итогом освоения образовательной программы дошкольного образования являются интегративные качества ребенка. Такие как инициативность и самостоятельность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.
ФГОС ДО отмечают, что поддержка детской инициативы и самостоятельности является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
А это значит, что на этапе дошкольного детства мы должны сформировать не просто будущего школьника, а социально активную, самостоятельную личность.
Учитывая особенности развития современных дошкольников, необходимо использование эффективных технологий в организации самостоятельной деятельности дошкольников. Актуальным становится применение методик, ориентированных на развитие активного, инициативного, самостоятельного ребенка.
Одной из таких методик и является педагогическая технология «Клубный час» (Струкова Л. М., педагог-психолог, Гришаева Н. П. ст. научный сотрудник ИС РАН, которая способствует развитию полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются предпосылки становления личности, начинает развиваться произвольность поведения, т. е. саморегуляция.
Развитие саморегуляции – это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. В разнообразных видах деятельности формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Одна их основных задач «Клубного часа» – это воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки.
Воспитание самостоятельности у старших дошкольников не означает устранения взрослого. На первых этапах организации «Клубного часа» детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, оставляя место для проявления творчества и самостоятельности.
C детьми старших и подготовительных групп проводится предварительная работа. В каждой группе организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что можно делать во время К. Ч., и кто хотел бы на него пойти. Затем обсуждается, какие группы есть в детском саду, где они находятся и возраст детей в этих группах (это важно для детей-волонтёров). Далее дети определяют, какие ещё есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.
Обязательно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают и повторяют все правила.
Успешность ребенка в разных видах деятельности существенно зависит от развития его общей способности действовать самостоятельно.
Самостоятельность – верная спутница личностного развития. Она не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому самостоятельность – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Ребенок, выходя из группы, заранее знает, чем и в каких местах можно будет заниматься. Участвуя в "Клубном часе", дети соблюдают определенные правила: не бегать по коридорам, при входе в другую группу или другое помещение приветствовать всех, кто там находится, а при выходе прощаться.
Дети старших и подготовительных групп имеют возможность выйти за пределы своей группы для того, чтобы заняться в течение часа тем видом деятельности, который выберут сами. Способность осуществлять выбор эффективно развивается в процессе «Клубного часа», обеспечивает формирование активной позиции ребёнка, способствует его самореализации, самоопределению, самоутверждению. Сама возможность выбора занятия по своему усмотрению очень нравится детям, они сами решают, кем они сегодня будут: врачом или космонавтом, поваром или воспитателем. Кроме того, развитие способности осуществлять свободный выбор неразрывно связано с формированием ответственности за его последствия.
Сотрудничество взрослого (педагог, родитель) и старшего дошкольника в процессе выбора и организации свободной деятельности предполагает наличие двух субъектов (взрослый и дошкольник, которые действуют вместе, являются партнерами, составляют союз более старшего и опытного с менее опытными. Это сотрудничество реализуется в совместной деятельности, принимая различные формы: то сотрудничества (для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка, то соучастия, то сопереживания, то сотворчества (идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения, то соуправления.
Сотрудничая, помогая ребенку, важно не делать того, что ребенок может сделать сам, или может сделать с некоторыми дополнительными усилиями. Эти усилия надо всячески поддерживать потому, что они просто необходимы ребенку для его дальнейшего развития.
Цель нашей деятельности, используя технологию «Клубный час», воспитать детей целеустремлёнными, активными, самостоятельными, зажечь в них искорку уверенности в себе. Это такой путь личностного развития, который предоставляет ребёнку возможность ярче проявить себя в ведущем виде деятельности дошкольника – игре.
Как отмечал В. А. Сухомлинский, «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Подражания взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. А чтобы этот личный опыт был достаточным, необходима предварительная работа, как в детском саду, так и дома. Так, например, по теме «Космос» дети получили не только дополнительные знания, но и вместе с родителями выполняли разные поделки, соответствующие теме. Готовясь к туристическому походу, дети осваивали необходимые навыки туризма, знакомились с достопримечательностями той местности, которую они собирались «посетить».
Самостоятельная деятельность дошкольника, реализуемая посредством технологии «Клубный час», предполагает учет актуального уровня развития ребенка и предоставление ему возможности погружения в различные виды деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение и др., что обеспечит достижение целей дошкольного образования.
Погружение в технологию «Клубного часа» невозможно без насыщенности пространственно-предметной среды. Её содержание обеспечивает обогащение социального опыта ребенка, приобретаемого в самостоятельной деятельности.
Ведущим требованием к предметно-развивающей среде становится ее ориентация на личность ребенка: его возможности и потребности. Оборудование, материалы, планировка группы и других помещений ДОУ должны работать на развитие самостоятельности каждого ребёнка, его успешную социализацию.
Социализация дошкольников невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Семья – первичный и важнейший фактор социализации для ребенка, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые и основные уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные, жизненные позиции.
Педагогическая технология «Клубный час» способствует развитию наиболее благоприятных взаимоотношений с родителями в условиях содружества семейного воспитания и детского сада. Включённость родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, способствует потребности постоянно осваивать новое, готовности положительно принимать перемены и активно в них участвовать.
Возможность привлечения родителей способствует улучшению детско-родительских отношений, укреплению связи мама-ребенок-папа. А также это немаловажное условие для снятия тревожности родителей, уменьшения количества жалоб, недовольств родителей.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что педагогическая технология «Клубный час» служит успешной социализации каждого ребёнка, формируя самостоятельность и инициативность, произвольность и способность к саморегуляции, которые к концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы.
Внедрение новых педагогических технологий развивающих саморегуляцию поведения детей и развитие их самостоятельности способствует качественной реализации ФГОС ДО.