МААМ-картинки

Экспериментирование в структуре креативного потенциала ребёнка-дошкольника

Антонина Пономаренко
Экспериментирование в структуре креативного потенциала ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Актуальность данной проблемы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Наше время - время экономических, политических и нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Появилось широкое поле возможностей для реализации сил и способностей человека, но в нем нет однозначных ориентиров, и за подрастающее поколение борется множество религиозных и идеологических течений. Это требует от человека умения делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны, творчески подходить к решению проблем, то есть быть субъектом собственной жизни.

Публикация «Экспериментирование в структуре креативного потенциала ребёнка-дошкольника» размещена в разделах

В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. Известно, что первый кризисный период в развитии личности ребенка приходится на возраст 2-3 лет. А к пяти годам в структуре личности ребенка уже сформированы основные элементы ее структуры. Проявление первых инициативных действий у ребенка происходит в период от 2-х до 6-ти месяцев и зависит от качества отношения взрослых. А к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.

Таким образом, дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.

Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся». Ту же цель преследуют авторы различных методик и пособий. В то же время исследования показывают, что творческая активность детей в процессе обучения падает. Получается, что современная система образования не только не развивает, но подавляет творческие задатки ребенка. Исследования также показывают, что творческая активность у детей с высоким, но нереализованным творческим потенциалом не только угасает, но может направляться в асоциальное русло, приводя к школьной, а впоследствии социальной дезадаптации.

Одну из основных причин сложившейся ситуации мы видим в неадекватном понимании сущности и психологических механизмов творчества.

По данным наших исследований представления большинства педагогов о творческих детях перевернуты – творческими они называют послушных, предсказуемых, исполнительных и т. д., тогда как на самом деле их характеристики противоположны. Соответственно и большинство заданий, используемые педагогами как творческие, по сути таковыми не являются, а в лучшем случае развивают логику, мышление, речь, но никак не способность к целеполаганию, являющуюся необходимой составляющей творчества. На наш взгляд, развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребенка. По такой схеме работает, если она грамотно организована, например, проектная деятельность.

Практически все исследователи отмечают зависимость проявлений творческой активности детей от качества отношения к ней взрослых. К. Изард заметил, что "если родители позволяют и поощряют игру и исследование, интерес может развиваться. Если же озабоченность родителей собственными нуждами делает их нетерпимыми к мотивируемым интересом поступкам ребенка, его любопытство и потребность исследовать будут наказываться, а вследствие этого - подавляться».

Исследователи также показали, что у детей с пассивным отношением взрослых наблюдаются психическое недоразвитие, нарушение смыслообразования и т. д., общим показателем этих расстройств является снижение инициативы, сохраняемое и во взрослые годы. А. М. Матюшкин утверждает, что основу развития познавательной активности составляют не тренировка и обучение, а поощрение самих актов познавательной активности. Одна из педагогических задач - диалогичность взрослого и ребенка в процессе общения. Развитие личности ребенка осуществляется через взаимодействие его собственной спонтанной активности и внешней регуляции (воспитания).

Развивать творческую личность может только педагог, сам не чуждый творчеству. Поэтому в программу будет включен анализ и преодоление личностных ограничений в реализации творческого потенциала педагогов. Предусматривается также тесное взаимодействие с родителями.

Таким образом, обозначенная проблема требует комплексного решения, перестройки профессионального сознания педагогов, стиля взаимодействия с детьми, включения всего педагогического коллектива в творческий режим работы.

В МДОУ создана уникальная среда развития ребенка:

• условия для студийных занятий и самореализации ребенка, обеспечивающие развитие творческих видов детской прикладной деятельности;

• групповые и игровые комнаты с нетрадиционным оснащением предметно-пространственной среды в соответствии с вариативностью содержания образования и особенностями личностного развития ребенка.

Цели эксперимента :

• организация психолого-педагогических условий развития творческой активности детей в различных видах деятельности;

• амплификационное развитие ребенка;

• создание основы для плодотворной, творческо-поисковой деятельности педагогов;

• формирование нового педагогического мышления;

• кадровая переориентация на новые образовательные технологии;

Гипотеза : психолого-педагогическими условиями развития творческой активности дошкольников является отслеживание и поддержка педагогом творческих инициатив ребенка, завершающиеся созданием совместного творческого продукта и осознанием ребенком себя как субъекта творческой деятельности.

Задачи:

• воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных способностей;

• создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной творческой деятельности детей;

• обеспечение права выбора ребенком содержания, средств, форм выражения, партнеров по деятельности;

• формирование адекватных представлений педагогов о творчестве и механизмах развития творческой активности детей;

• Обучение приемам развивающего общения с детьми, применяя которые педагог сможет помочь ребенку осознать себя в качестве уникального субъекта творческой деятельности;

• разработка педагогических средств поддержки творческой инициативы детей и направления ее в русло созидательной продуктивной деятельности;

• осознание личностных ограничений в проявлении творческих возможностей самих педагогов, раскрытие их творческого потенциала, помощь в разработке авторской программы развития творческой активности детей на своих занятиях, учитывающей индивидуальные особенности и интересы педагога.

Прогнозируемые результаты:

1. Внедрение новых технологий – элементарное экспериментирование.

2. Улучшение качества подготовки детей к обучению в школе.

3. Повышение уровня творческого воображения детей.

4. Внедрение в практику работы детского сада дополнительных платных услуг

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.

Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника. Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многими знаниями и умениями нужно.

Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника. Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника. Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено.

Консультация для родителей «Значение дневного сна для ребёнка-дошкольника» Значение дневного сна для дошкольника. Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого,.

Мастер-класс по изготовлению креативного зимнего деревца для декора помещенияМастер-класс по изготовлению креативного зимнего деревца для декора помещения Предлагаю Вашему вниманию, уважаемые коллеги, мастер-класс по изготовлению милейших шапочек для декора зимнего деревца. Очень хотелось.

Методические рекомендации на тему «О структуре музыкальности» Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постепенно привыкал различать в звуках.

Модель культуры здоровья ребёнка-дошкольникаМодель культуры здоровья ребёнка-дошкольника Модель культуры здоровья ребёнка - дошкольника МДОУ №15 п. Балтийский Модель культуры здоровья ребёнка - дошкольника, разработанная нашим.

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Доклад Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Дошкольный возраст — яркая, неповторимая.

Требования к структуре и содержанию образовательных ситуаций В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным.

Взаимодействие здоровьесберегающих технологий и народной педагогики в контексте гармоничного развития ребёнка-дошкольника Здоровьесберегающие технологии – это,без сомнения, актуальный, активно развивающийся раздел педагогики. Однако при всем своем новаторстве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в структуре креативного потенциала ребёнка-дошкольника
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 23:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование в структуре креативного потенциала ребёнка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Пономаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД