Антонина Пономаренко
Экспериментирование в структуре креативного потенциала ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
Актуальность данной проблемы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Наше время - время экономических, политических и нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Появилось широкое поле возможностей для реализации сил и способностей человека, но в нем нет однозначных ориентиров, и за подрастающее поколение борется множество религиозных и идеологических течений. Это требует от человека умения делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны, творчески подходить к решению проблем, то есть быть субъектом собственной жизни.
Публикация «Экспериментирование в структуре креативного потенциала ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. Известно, что первый кризисный период в развитии личности ребенка приходится на возраст 2-3 лет. А к пяти годам в структуре личности ребенка уже сформированы основные элементы ее структуры. Проявление первых инициативных действий у ребенка происходит в период от 2-х до 6-ти месяцев и зависит от качества отношения взрослых. А к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.
Таким образом, дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.
Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся». Ту же цель преследуют авторы различных методик и пособий. В то же время исследования показывают, что творческая активность детей в процессе обучения падает. Получается, что современная система образования не только не развивает, но подавляет творческие задатки ребенка. Исследования также показывают, что творческая активность у детей с высоким, но нереализованным творческим потенциалом не только угасает, но может направляться в асоциальное русло, приводя к школьной, а впоследствии социальной дезадаптации.
Одну из основных причин сложившейся ситуации мы видим в неадекватном понимании сущности и психологических механизмов творчества.
По данным наших исследований представления большинства педагогов о творческих детях перевернуты – творческими они называют послушных, предсказуемых, исполнительных и т. д., тогда как на самом деле их характеристики противоположны. Соответственно и большинство заданий, используемые педагогами как творческие, по сути таковыми не являются, а в лучшем случае развивают логику, мышление, речь, но никак не способность к целеполаганию, являющуюся необходимой составляющей творчества. На наш взгляд, развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребенка. По такой схеме работает, если она грамотно организована, например, проектная деятельность.
Практически все исследователи отмечают зависимость проявлений творческой активности детей от качества отношения к ней взрослых. К. Изард заметил, что "если родители позволяют и поощряют игру и исследование, интерес может развиваться. Если же озабоченность родителей собственными нуждами делает их нетерпимыми к мотивируемым интересом поступкам ребенка, его любопытство и потребность исследовать будут наказываться, а вследствие этого - подавляться».
Исследователи также показали, что у детей с пассивным отношением взрослых наблюдаются психическое недоразвитие, нарушение смыслообразования и т. д., общим показателем этих расстройств является снижение инициативы, сохраняемое и во взрослые годы. А. М. Матюшкин утверждает, что основу развития познавательной активности составляют не тренировка и обучение, а поощрение самих актов познавательной активности. Одна из педагогических задач - диалогичность взрослого и ребенка в процессе общения. Развитие личности ребенка осуществляется через взаимодействие его собственной спонтанной активности и внешней регуляции (воспитания).
Развивать творческую личность может только педагог, сам не чуждый творчеству. Поэтому в программу будет включен анализ и преодоление личностных ограничений в реализации творческого потенциала педагогов. Предусматривается также тесное взаимодействие с родителями.
Таким образом, обозначенная проблема требует комплексного решения, перестройки профессионального сознания педагогов, стиля взаимодействия с детьми, включения всего педагогического коллектива в творческий режим работы.
В МДОУ создана уникальная среда развития ребенка:
• условия для студийных занятий и самореализации ребенка, обеспечивающие развитие творческих видов детской прикладной деятельности;
• групповые и игровые комнаты с нетрадиционным оснащением предметно-пространственной среды в соответствии с вариативностью содержания образования и особенностями личностного развития ребенка.
Цели эксперимента :
• организация психолого-педагогических условий развития творческой активности детей в различных видах деятельности;
• амплификационное развитие ребенка;
• создание основы для плодотворной, творческо-поисковой деятельности педагогов;
• формирование нового педагогического мышления;
• кадровая переориентация на новые образовательные технологии;
Гипотеза : психолого-педагогическими условиями развития творческой активности дошкольников является отслеживание и поддержка педагогом творческих инициатив ребенка, завершающиеся созданием совместного творческого продукта и осознанием ребенком себя как субъекта творческой деятельности.
Задачи:
• воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных способностей;
• создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной творческой деятельности детей;
• обеспечение права выбора ребенком содержания, средств, форм выражения, партнеров по деятельности;
• формирование адекватных представлений педагогов о творчестве и механизмах развития творческой активности детей;
• Обучение приемам развивающего общения с детьми, применяя которые педагог сможет помочь ребенку осознать себя в качестве уникального субъекта творческой деятельности;
• разработка педагогических средств поддержки творческой инициативы детей и направления ее в русло созидательной продуктивной деятельности;
• осознание личностных ограничений в проявлении творческих возможностей самих педагогов, раскрытие их творческого потенциала, помощь в разработке авторской программы развития творческой активности детей на своих занятиях, учитывающей индивидуальные особенности и интересы педагога.
Прогнозируемые результаты:
1. Внедрение новых технологий – элементарное экспериментирование.
2. Улучшение качества подготовки детей к обучению в школе.
3. Повышение уровня творческого воображения детей.
4. Внедрение в практику работы детского сада дополнительных платных услуг