Виктория Дадамян
Модель культуры здоровья ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Модель культуры здоровья ребёнка - дошкольника МДОУ №15 п. Балтийский
Модель культуры здоровья ребёнка - дошкольника, разработанная нашим педагогическим коллективом, содержит пять блоков:
• Здравотворчество
• Сотрудничество
• Педагогическая поддержка
• Взаимодействие
• Преемственность
Реализация модели культуры здоровья детей обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
Публикация «Модель культуры здоровья ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
- комплексом оздоровительных, профилактических мероприятий в режиме дня, в зависимости от времени года;
- созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в МДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Здоровьесберегающее направление предполагает:
• Формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности;
• реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса;
• создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья, его коррекцию, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и направлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений условий среды.
Сохранение и развитие здоровья в условиях нашего МДОУ осуществляется по нескольким направлениям:
1. Медико-профилактическое (фито, витаминотерапия, йодированная соль и т. д.).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка:
- психологически комфортная организация режимных моментов;
- оптимальный двигательный режим;
- правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок;
- доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;
- использование приемов релаксации в режиме дня;
- применение необходимых средств и методов: элементы релаксации, психогимнастика, элементы музыко-, сказко-, смехотерапии, ланшафтотерапии.
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного
процесса:
- учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения;
- создание условий для оздоровительных режимов;
- валеологизация образовательного пространства для детей;
- бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов;
- предоставление свободы выбора и волеизъявления (адаптационный период);
- создание условий для самореализации;
- ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. д.
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания:
- знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и
сохранять его;
- формирование осознанного отношения к здоровью и
жизни.
Этапы работы
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды МДОУ.
Медицинская сестра МДОУ производит регулярный осмотр детей. Специалисты поликлиники района (при приёме детей в ДОУ) выявляют различные функциональные нарушения у детей. Педагоги осуществляют диагностирование физической подготовленности, их валеологических умений и навыков. Медсестра, педагоги заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие. Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и формированию здоровья. Составляется карта-прогноз развития ребенка.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ
Использование в режиме дня:
• Различных оздоровительных режимов (в учебный год, на время каникул, в летний период, период адаптации).
• Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», рефлексотерапия, хождение босиком, профилактика плоскостопия, обширное умывание, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе).
• Физкультурных занятий всех типов.
• Оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя и бодрящая гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность) включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики;
- двигательные переменки между занятиями;
- пятиминутки здоровья;
- использование зрительных тренажеров;
- походы (мини-туризм);
- оздоровительный бег;
- проведение дней здоровья;
- проведение недели здоровья;
- физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.
* образовательных ситуаций, способствующих формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения:
- по профилактике травматизма среди воспитанников;
- противопожарной безопасности;
- безопасности при возникновении чрезвычайной
ситуации;
Дети учатся приемам расслабления, самомассажу, оказанию элементарной медицинской помощи, получают знания о полезных и вредных растениях и т. д.
3. Проведение тематической работы с родителями дошкольников, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, ЗОЖ, профилактику вредных привычек, информация медицинской сестры о здоровье детей, рекомендации по укреплению здоровья дошкольников.
На информационных стендах для родителей освещаются вопросы оздоровления без лекарств.
Родителям предлагаются рецепты витаминных чаев для приготовления и использования в домашних условиях; употребление соков, ягод, фруктов; применение фито-, аэрофитотерапии дома; предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов дыхания; пальчиковые игры.
Для обеспечения здоровья участников педпроцесса необходима была:
1. Работа по формированию нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
2. Создание условий для профессиональной деятельности сотрудников.
3. Подготовка педагогов по вопросам Здоровьесбережения детей, включая заботу об их здоровье (прохождение профилактических осмотров сотрудников и их диспансеризация).
4. Повышение уровня санитарно-гигиенических знаний персонала, постоянное совершенствование мастерства педагогов через курсы, педагогические советы, консультации, семинары, коллективные просмотры педагогического процесса, «круглые столы», деловые игры, методические объединения, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, специальные ежегодные циклы бесед и лекций медиков. Взаимообучение педагог - медработник.