Папки-передвижки

Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста

Елена Новикова
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Дошкольная пора – красочная и неповторимая страница в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период времени у ребёнка начинается процесс социализации и знакомства с культурой, человеческими ценностями.

Возраст 5 – 6 лет (старший дошкольный возраст, именно в этом возрасте у детей формируется познавательная, личностная и интеллектуальная области. Это называется «базовый возраст», когда в ребёнке закладываются определенные личностные качества, формируется образ «Я». Важным показателем данного возраста является оценивание себя и других.

Публикация «Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование личности и индивидуализации детей происходит в процессе социогенеза – это взаимозависимые между собой процессы социализации и индивидуализации. В настоящее время одной из главных задач является формирование в ребёнке социально – личностных качеств, необходимых для жизни в социуме, но и не забывать развивать его уникальные качества, такие как формирование своего «Я», которые позволят ему утвердиться в сфере социальных отношений.

Процесс социализации у детей старшего дошкольного возраста многоплановый и длинный. В зависимости от адаптации дети постепенно принимают на себя определенные роли, приобретают опыт поведения в соответствии с требованием общества. Это называется факторами социализации. Влияние институтов социализации называют внешним фактором, он подает форму и содержание социализации дошкольников.

К внутренним факторам социализации относят индивидуальные и возрастные особенности каждого дошкольника. Поэтому в дошкольных учреждениях создаются следующие условия:

1. Комфортная атмосфера, способствующая развитию творчества и индивидуализации каждого ребёнка;

2. Установление и поддержка эффективных контактов с людьми, сотрудничество с ними;

3. Выражение собственных эмоций;

4. Уважение, терпимость и положительное отношение дошкольников к окружающим;

5. Предметно – пространственная среда, которая способствует саморазвитию и самореализации;

6. Развитие социально значимых навыков дошкольников.

Но даже при самых замечательных условиях, которые создаются в детском саду, дошкольное учреждение только дополняет воспитание, полученное в семье. Важнейшим фактором в воспитании ребёнка является семья. Влияние семьи на ребенка 5 – 6 лет очень огромно, так как семья приобщает ребенка к традициям, культуре своей семьи. Семья дает ребёнку чувство защищенности, безопасности, снижает уровень стресса в сложных и новых для него ситуациях, и формирует определенный стиль поведения. Именно в семье дошкольники приобретают опыт общения с окружающими, учатся взаимодействовать с людьми и миром. Поэтому важной задачей является комплексное социальное сотрудничество «родители – дети – педагог». И в настоящее время нужно ориентироваться на формирование у старших дошкольников умения быстро адаптироваться к новым ситуациям, налаживать социальный контакт, самостоятельно находить решение сложных вопросов. Мы должны совместно с семьёй развивать у каждого дошкольника индивидуальность, которая адаптируется к обществу, соотносит своё поведение и действия.

Социально – адаптивная индивидуальность – это совокупность индивидуальных психологических свойств и особенностей ребёнка, которые позволяют ему усваивать опыт, с успехом решать личные проблемы, адаптироваться к обстоятельствам, реализовывать себя в обществе. Поэтому необходимо обращать внимание на социально – психологические свойства, и каким образом их следует формировать в детях, чтобы они могли адаптироваться в современном обществе.

Развитие социально – адаптивной индивидуальности помогает решить ряд задач:

1. Формируется активность, самостоятельность и инициативность ребенка;

2. Формируется доброжелательное отношение к людям, уважение к их личности, отзывчивости и оказание помощи и поддержки;

3. Развиваются коммуникативные умения и навыки;

4. Развивается умение распознавать эмоциональное состояние людей и способность адекватной реакции на них;

5. Развивается чувствительность к окружающему миру и состоянию других людей.

Очень часто родители перегружают ребёнка багажом знаний, пытаются подстроить личность ребёнка под себя, подавляя его индивидуальность. в результате чего ребёнок становится не таким, каким он мог бы стать в будущем, а тем, кем сделали его взрослые, навязывая другое «Я». Главное условие развитие индивидуализацииэто создание единого духовного взаимодействия двух миров: детства и взрослости.

Формировать индивидуальность – это значит развивать дошкольника как субъекта деятельности. Ребёнок должен самостоятельно выбирать ут деятельность, которая его интересует, в которой он будет активен и самостоятелен, удовлетворять потребность в самореализации своих творческих способностей. Формирование лучших качеств ребенка необходимо устроить так, чтобы он запоминал свой собственный положительный опыт. Для этого существует ряд правил:

1. Чувствовать и принимать своего ребёнка;

2. Обоснованно хвалить детей;

3. Отмечать в ребёнке его лучшие качества;

4. Искренне радоваться достижениям и успехам;

5. Видеть индивидуальные возможности ребёнка;

6. Доверять своему ребенку;

7. Откликаться на проблемы ребёнка.

В дополнение этих правил, хотелось бы отметить, что главной формой развития дошкольников является игра. В игровом общении взрослый выступает как участник совместной деятельности, как источник новой информации. В то же время взрослый выступает как слушатель, который способен понять и оценить рассуждения ребёнка.

В процессе игры дошкольники усваивают определенные социальные роли и правила поведения в обществе. Проигрывая различные роли, дети учатся реагировать на ситуации. Они учатся чувствовать, переживать. По истечении времени дети перейдут на более высокий уровень – уровень межличностных отношений, где и проявится их индивидуальность.

Осознание своего «Я» к концу дошкольного возраста, порождает новые стремления. Игра, которая является главной деятельностью на протяжении всего дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не удовлетворяет ребёнка. И таким образом у него появляется потребность выйти из детского образа жизни, занять доступное место в значимой общественной жизни.

Дети стремятся занять свое место в «позиции школьника», что является важнейшим итогом личностного развития детей 6 – 7 лет.

Список литературы:

1. Гоноцкая Н. В. Связи: философское исследование взаимоотношения. –М. : Изд-во ЛКИ, 2010. – с. 104-105

2. Мудрик А. В. Социализация человека. - М. : Академия, 2006. - с. 247 - 248.

3. Шипицина Л. М. Специальная психология-СПБ., Речь – 2010. - 256 с.

Публикации по теме:

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса»Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса» Педагогическая студия - элемент методической системы города (городское методическое объединение, объединяющий творчески работающих педагогов.

Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ» Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Индивидуализация образовательной деятельности.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Педагогический проект «Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «Одним из основных принципов дошкольного образования является: построение.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Социализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжкаСоциализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжка Давайте продолжим. Надеюсь еще не успели забыть, что было в начале? На следующей странице ребенок может побывать на выбор: терапевтом.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2023 в 18:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД