Наталья Будякова
Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация :
Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития, в большинстве случаев, игровая деятельность недостаточно развита или совсем отсутствует. Детям с РАС нарушения игровой деятельности свойственны в такой степени, что являются одной из существенных отличительных черт их развития.
Публикация «Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коррекционная работа, игровая терапия, сенсорное восприятие, стереотипная игра, эмоциональная сфера.
Безусловно, в процессе соответствующего норме развития ребёнка игра проходит разные этапы — от простых манипуляций до сложных символических игр. Дети с РАС, в большинстве случаев, надолго задерживаются на манипулятивном этапе игры, а вот функциональная игра может проявиться у них незначительно. Особенно сильно страдает этап символической игры. Символизация — сложное поведение и оно не может само по себе появиться у ребёнка с аутизмом, что и подтверждает полное отсутствие символической игры в самостоятельной игровой деятельности ребёнка с РАС.
В коррекционной работе всегда в приоритете задача: достигнуть для ребенка с РАС самостоятельной, независимой жизни. В практическом отношении это значит подготовить ребёнка, по возможности, как можно большему числу способов адекватного взаимодействия с окружающим миром. В российской специальной педагогике традиционно принято использовать комплексное вмешательство, то есть сочетание медицинских и психолого-педагогических методов.
Как вспомогательные методы в числе психолого-педагогических подходов к коррекции аутизма можно обратить внимание на иппотерапию, плавание с дельфинами, различные методы игровой терапии и даже йогу.
Зона ближайшего развития – первостепенное понятие, на котором строится выбор коррекционной программы. Зона ближайшего развития - понятие, введенное
Л. С. Выготским - характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Для детей эта зона определяется наличием таких заданий, которые ребенок может освоить только с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности - он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.
Назначение игровой деятельности: формировать у детей наблюдательность за действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке, подражая; упражнять в умении обыгрывать игрушки; развивать интерес к выполнению действий по подражанию.
Исходя из основных направлений психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом, можно выделить следующие виды игр и упражнений, направленных на преодоление трудностей в общении и социализации;
- игры и упражнения, направленные на коррекцию неспособности установления эмоциональных связей;
-игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений речевого развития.
Следует помнить, что игры вводятся в определенной последовательности, но все они взаимосвязаны между собой и в течение дня могут свободно переходить одна в другую. Надо стараться быть гибким и строить занятия исходя «от ребенка», обязательно учитывая его возможность, состояние, интересы и исключительность.
Создавая комфортную ситуацию ребёнку с РАС, имеет большое значение повторять одни и те же игры. Не иначе как наличие комфорта и переживание удовольствия являются основой использования стереотипной игры, как элементов для взаимодействия педагога и ребенка. Методы игротерапии не зря базируются на том утверждении, что дети с РАС способны понимать и поддерживать отношения в том случае, когда окружающая среда представляется им безопасной, так как для детей с аутизмом характерно выраженное стремление к безопасности. Сильное стремление к сенсорным ощущениям, отличает детей с РАС, ведь они в повседневной жизни часто испытывают их недостаток.
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет длительной и терпеливой. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами. Поэтому проводить игры необходимо только исходя из реальных возможностей. Планируя работу необходимо иметь дополнительно несколько игр, чтобы легко изменить свой план и подобрать «ключик» к ребёнку.
В заключении можно сделать вывод, что одной из основных эффективных форм воспитания и обучения детей с аутичным поведением, является игра. Для того, чтобы занятия с аутичным ребенком были плодотворны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребенка.
Список литературы
1. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия/ Е. А. Янушко. - М. : Теревинф, 2007- 136 с.
2. Лосев, П. Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под. ред. П. Н. Лосева – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
3. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. [Текст]: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. / М. А. Панфилова. – М. : Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.