Карина Комова
Инклюзия в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
«Инклюзия в дошкольном образовании»
Инклюзивное образование находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось у нас только в 90-е годы прошлого века.
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения, быть включенными в «обыденный мир», социализированы в обществе.
Публикация «Инклюзия в дошкольном образовании» размещена в разделах
О преемственности дошкольного и начального общего образования много
говорят в последнее время.
Утвержденные на государственном уровне и введенные в действие
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного и
начального общего образования способствуют обеспечению преемственности целей,
задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных
программ дошкольного и начального общего образования и перспективности
повышения качества образования в целостной системе образования.
В настоящее время произошли существенные изменения в содержании
образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере
и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает
вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно
обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования.
Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения.
Вариативность привнесла в дошкольное воспитание неоправданное
увлечение предметным обучением, а в начальную школу - многопредметность (в
частности, обилие одночасовых предметов, что привело к неоправданному росту
требований к поступающим в школу, снижению качества образования и перегрузке
детей.
Подготовка ребенка к школе зачастую рассматривается как более раннее
изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных
знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим
школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника
качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее
предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным
предметам.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают,
что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо
важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому
ведущей целью подготовки ребенка к школе должно быть формирование у
дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью -
любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,
творческого самовыражения ребенка и др.
Поступление ребенка в школу - переломный момент в жизни дошкольника.
Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является
готовность к школьному обучению.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». (Л. С.
Выготский).
Это значит, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а
учитывать накопленный дошкольником опыт и основываться на его достижениях.
Программа дошкольного образования, правильно организованная развивающая
предметно - пространственная среда в групповых помещениях способствуют
становлению устойчивого познавательного интереса у дошкольника и успешному его
обучению в школе.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и
умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных
интересов и познавательной активности ребенка.
Не научив ребенка в детском саду важнейшим приемам учебной
деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже
применяя передовые технологии. Вот почему появилась необходимость
рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности
развивающей среды, преемственности в формах взаимодействия с детьми и их
родителями.