Наталья Ливинова
Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Работа по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников должна базироваться на глубоком и основательном анализе культурного наследия региона (страны в целом, краеведческой составляющей, а также социальных характеристиках ближайшего окружения и самого воспитанника, что в свою очередь будет способствовать формированию патриотических чувств детей.
Публикация «Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений становится улучшение развивающего спектра образовательной работы с детьми и модернизация педагогического процесса посредством создания развивающей среды, подготавливающей почву для творческой деятельности каждого ребенка, способствующей проявлению собственной индивидуальности и наиболее полно самореализоваться.
Эта задача актуальна именно в контексте рассмотрения основных направлений патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея.
Об идеях патриотизма говорили Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский. Но и в наши дни патриотическое воспитание остается актуальным. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, оно приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности [2].
Особый вклад в исследование и разработку методических основ организации патриотического воспитания различными способами был внесен рядом известных отечественных ученых: Г. Н. Данилина [1], Л. А. Кондрыкинская [2], Н. В. Микляева [3], М. Ю. Новицкая [4] и др. Рассмотрением мини-музея в рамках ДОУ занимались Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова [6], О. А. Рузавина [5].
Однако проблема исследования состоит в том, что до сих пор очень мало изучена специфика реализации основных направлений патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея.
Цель статьи: провести анализ ситуации патриотического воспитания средствами музейной педагогики в условиях современного ДОУ.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно обеспечить приобщение к своей национальной культуре, воспитать уважение ко всем народам, реализовать нравственные чувства «патриотизм» – любовь к Родине, и мотивировать поведение и отношения «гражданственность» – позитивную эмоциональную пристрастность к стране, гражданином которой является человек.
По мнению Г. Н. Данилиной, воспитывать следует нравственного патриота, осознающего и ощущающего себя гражданином многоконфессиональной и многонациональной страны, развивающего в себе глубинную связь с Родиной, но при этом с пониманием и лояльно относящегося ко всем ее гражданам [1].
Наиболее близкое к действительности определение такого многогранного понятия, как патриотизм, было найдено у авторов Философского словаря, под редакцией И. Т. Фролова [9] : «Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
Любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, уважение к близким и родным людям, культуре и многое другое и составляет содержание чувства патриотизма, возникающего еще в дошкольном детстве, во время формирования основ ценностного отношения к окружающему миру. Развивается это чувство у ребенка постепенно, по мере воспитания любви к родным местам, к своим ближним и родной культуре [3].
Как справедливо подчеркивает Н. В. Микляева, в своей работе, огромное значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к проблеме патриотического воспитания [3].
Одним из таких модернизированных подходов является – создание мини-музеев в дошкольных учреждениях, как формы дополнительного образования, развивающей активность, сотворчество, самодеятельность воспитанников в процессе сбора, обработки, исследования, оформления, имеющих научно-познавательную и воспитательную ценность.
Организация мини – музея на базе ДОУ, дает возможность практического претворения тех педагогических методик и идей, отмечает Л. А. Кондрыкинская, которые реализуются в системе патриотического и нравственного воспитания.
Мини-музей, в представлении О. А. Рузавиной – это многофункциональный инструмент социальной памяти, синтезировавший культурологический (ценностно-охранительный) и педагогический (научно-методическая основа деятельности, направленная на знакомство и организацию передачи знания) аспекты, включающая воспитательную, образовательную и просветительская деятельность, а также музейную среду [5].
Значение мини-музея в воспитании ребенка нельзя переоценить, ведь он развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о рукотворном мире человека, дает возможность речевому описанию объектов, музейных экспонатов.
На несколько дней один из уголков детского сада превращается в уютную горницу русской избы с печкой, люлечкой, вышитыми рушниками, прялкой, пузатым самоваром. А гостеприимные хозяева этой горницы – дед и баба – большие куклы для детского театра.
Здесь дети вместе с воспитателями не только рассматривают вещи прабабушек, но и играют: пьют чай из расписных кружек, пробуют свои силы за прялкой, орудуют ухватом возле печки и читают сказки.
Такая выставка становится для ребят ключом к пониманию этого фольклорного жанра.
Тесная взаимосвязь с родителями считается не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого и своим историческим корням. Эта работа в детском саду строится через совместное создание семейных книг, родословных, участие в выставке «Народные промыслы», помощь в сборе экспонатов для мини-музея, а также участие в совместных досуговых мероприятиях, например, в викторине «Город мой, любимейший на свете!», проводимой в рамках празднования годовщины родного города.
Итак, выделим основные направления патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея, в условиях московского региона:
1) Нравственно-духовное направление включает осознание дошкольниками в процессе патриотического воспитания высших ценностей, ориентиров и идеалов, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни. Эти цели достигаются путем создания музейного комплекса «Моя семья», «Народы России и их творчество» «Легенды и культурное наследие России».
2) Историко-краеведческое направление реализуется путем организации системы мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, формирование знаний о родном городе, селе, районе (Мини-музеи «Природа нашего края», «Район, в котором мы живём».) .
3) Гражданско-правовое направление охватывает знания о государстве, уважение к государственной символике, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу, реализуется посредством создания мини-музея «Наша родина – Россия», «Наша малая родина – Москва», включающая герб, флаг и другие государственные символики.
4) Военно-патриотическое направление ориентировано на изучение русской военной истории, воинских традиций, формирование патриотического сознания («Мини-музеи Великой Отечественной войны», «Наши доблестные защитники» и др.)
5) Культурно-патриотическое подразумевает развитие творческих способностей посредством приобщение их к устному народному творчеству, музыкальному фольклору, миру народных праздников, знакомство с традициями и обычаями русского(«Театральные куклы», «Игрушки-забавы», «Декоративно-прикладное искусство»).
Выводы:
Проделанная в статье работа показала, что мини-музей, как основное направление патриотического воспитания дошкольников приучает ребенка к аккуратности, работе с материалом, развивает познавательную активность и любознательность, воспитывает качества нужные для развития патриотических чувств, способствует развитию креативности, инициативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
Таким образом, расширять представления старших дошкольников о родном городе, лучше понимать его культуру, воспитывать бережное отношение и чувство гордости за отчий дом возможно раскрывая детям на конкретных примерах жизнь, быт, труд людей, живущих в городе обширным и многогранным потенциалом использования мини-музеев.
Список литературы:
1. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 годы». / Г. Н. Данилина. – M. : АРКТИ, 2005. – 165 с.
2. Кондрыкинская Л. A. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст] : Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. A. Кондрыкинской. – M. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
3. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. / Н. В. Микляева. – К. : Сфера, 2013. – 144 с.
4. Новицкая M. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М. Ю. Новицкая. – М. : Линкa-Пресс, 2003. – 195 с.
5. Рузавина О. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания – [Электронный ресурс] / О. А. Рузавина // Воспитатель детского сада. – 2016. – №5. – Режим доступа: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/233 (дата обращения 14.02. 2017).
6. Рыжова Н. А. Мини – музей в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова. – М. : Линкa-Пресс. – 2011. – 256 с.
7. Система работы по сохранению и развитию духовных и патриотических чувств детей дошкольного возраста. / Г. Н. Вершинина, А. А. Задоркина, И. В. Иваненко // Молодой ученый. – 2016. – №23.2. – С. 26–28.
8. Успенская А. С., Мустафаева З. И. Основные направления патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея // Научный форум : Педагогика и психология : сб. ст. по материалам VIII междунар. науч. -практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 28-34.
9. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., доп. и перераб. – М. : Республика, 2001. – 719 с.