оксана попова
Социализация детей раннего возраста средствами театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Попова Оксана Владимировна.
Социализация ребенка - одна из важнейших задач взрослых. От того, насколько успешно начнется этот процесс, зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Социальный и эмоциональный опыт ребенка может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Негативный же эмоциональный и социальный опыт приводит к развитию недоверия к миру, нередко провоцирует агрессивные проявления, что обусловливает неадекватное социальное поведение
Публикация «Социализация детей раннего возраста средствами театральной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная деятельность переходит в игру, которая хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка от года до 3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.
Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, поэтому огромное внимание уделяется театрализованной игре. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка.
Поскольку все игры-спектакли этого этапа рассчитаны на эмоциональную активность детей, не мешайте малышам свободно выражать свои чувства, отношение к персонажам спектакля. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованная деятельность помогает детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов находчивости, храбрости.
ГКУ ЦССВ «Соколенок» воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также «временные» дети, родители которых оказались в тяжёлой жизненной ситуации. Такие мамы и папы могут поместить своего ребёнка в наше учреждение на определённое время. Большинство из них попадают сюда сразу после рождения и остаются до трех-четырех лет, затем их переводят в учреждения для старших детей. Здесь всё делается с одной целью – чтобы у сирот появились близкие взрослые, как у детей, воспитывающихся в обычных семьях. В результате организации театрализованной деятельности в ГКУ ЦССВ «Соколенок» был организован театральный кружок «В гостях у сказки», и составлена программа, по которой происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры общества, формирование художественно-эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, эмоций, чувств, и творческих способностей детей.
Основная цель программы – сформировать у детей раннего возраста интереса к театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели были сформулированы задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности.
3. Целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря.
4. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
5. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, настольный, музыкальный, детский, театр зверей, теневой, пальчиковый, театр фланелеграф и др.).
6. Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного и социального поведения, уважительное отношение к сверстникам.
7. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
В работе со своими детьми я использую разнообразные кукольные театры (деревянный, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, показ сказки на праздниках, а так же участия детей в них. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Работая с детьми раннего возраста, не следует забывать два, казалось бы, взаимоисключающие требования: “Доверяйте – ребенку” и “Осторожно – ребенок!” Доверяйте ребенку, не унижайте его недоверием, знакомьте его с лучшим, что есть в театральном искусстве с самого детства. В то же время (“Осторожно – ребенок!”) не злоупотребляйте, не стремитесь к поразительным результатам, не тешьте свое самолюбие, предлагая малышам непосильную для них задачу. Пусть театральная деятельность, приносит радость детям и Вам!