Анна Шляпцева
Кружок парного игрового массажа как средство взаимодействия взрослых и детей
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, многие взрослые недооценивают значение этого возраста, но именно в дошкольном возрасте формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность.
Проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и в тесном сотрудничестве семьи и детского сада. Так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Специалисты нашего детского сада стараются дать необходимые педагогические и практические знания -упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а также освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретённые навыки.
В современных условиях родителям сложно сразу изменить свой образ жизни, перестроить свой режим и питание, это должно происходить постепенно. Я предлагаю им компенсировать недостаток двигательной активности детей специальными упражнениями на занятиях в кружке парного игрового массажа.
Детский игровой массаж в сочетании с физическими упражнениями прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Не требует дополнительных затрат, огромных спортивных залов, не зависит от погодных условий. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.
Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Массаж положительно влияет на центральную нервную систему, способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
Я предложила родителям детей нашего сада проводить занятия парного игрового массажа. Занятия мы проводим один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном зале, босиком на ковре. В начале занятия проводится разминка для взрослых и детей, под музыку, по желанию с предметами или без них. Далее следует серия подвижных игр для детей, за тем каждый ребенок с родителем выбирает удобное место в зале и под наблюдением инструктора выполняется непосредственный массаж ребенка родителем. Чаще всего он проводится в виде сказки обычной или стихотворной, которую зачитывает педагог, параллельно подсказывая и объясняя различные виды движений.
Родителям мы заранее раздаем методичку с рекомендациями. В ней прописано, что руки массирующего должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и тёплыми, ногти коротко острижены, часы, кольца, всё, что мешает движениям пальцев и кистей, следует снять, одежда должна быть удобной и лёгкой, руки- открытыми до локтей. В детском массаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк, лучше всего массировать чистыми руками, так как маслянистые вещества усиливают скольжение и снижают эффективность таких приёмов как растирание и разминание, а тальк сушит. Не рекомендуется делать массаж непосредственно перед едой или тотчас после нее. Промежуток между едой и массажем должен быть равен 2—3 часам.
Массаж противопоказан: при повышенной температуре тела (37,3—37.4); при кожных заболеваниях; при повреждениях и чрезмерно раздраженной коже; при воспалении вен, их тромбозе; при кровотечениях; при острых воспалительных заболеваниях. Не массировать живот при грыже, болезнях мочевого пузыря, почек и печени! Длительность гигиенического массажа 15—20 минут. Каждый прием повторяют 4—5 раз. Руки двигаются по ходу лимфатических путей в направлении ближайших лимфатических желез. Исключение составляет растирание в области суставов. Лимфатические железы массировать нельзя! Руки следует массировать по направлению к локтевым и подмышечным железам, а ноги — к подколенным и паховым железам. Массируемые мышцы расслабить. Различные приемы массажа и самомассажа по разному действуют на нервную систему. Одни — поглаживание, потряхивание, растирание — успокаивающе, другие — выжимание, разминание, поколачивание, рубление, похлопывание — возбуждающе.
В конце занятия проводится игра "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с родителем, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.
Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования. Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые помогают инструктору, и каждый из них – тренер своего ребенка. В результате отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий. Воспитанники старательно выполняют все движения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получить положительную оценку взрослых – не только педагога, но и в первую очередь родителей. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Совместные занятия мотивируют родителей на взаимодействие со специалистами детского сада. Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, способствуют повышению авторитета родителей. Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира.
Так как большая часть жизни ребенка проходит в семье, развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи - родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребенка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьей.