Филиппова Светлана
Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Панда»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Филиппова Светлана Андреевна
(Ф. И. О.)
Воспитатель младшей группы
(Должность)
Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
(Название темы)
Сентябрь 2021 г
(Начало изучения темы)
Май 2023 год
(Окончание изучения темы)
Тюмень 2021 г.
Публикация «Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф. И. О. педагога Филиппова Светлана Андреевна
Дата рождения 13.09.1978
Стаж работы в должности 2,9 года
Образование Муравленковский многопрофильный колледж. Город Муравленко. Год окончания 19 июня 2018 г.
Актуальность темы:
Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.
Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Разделы программы профессионального развития
- Изучение педагогической литературы.
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
- Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
- Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т. д.)
Цели:
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Развитие игровой деятельности детей;
Задачи:
- Социально – коммуникативное развитие детей в условиях реализации ФГОС;
- Изучение методической литературы по данной теме;
- Посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- Проводить самоанализ и самооценку собственных занятий;
- Разработать консультации для родителей.
Перечень вопросов по повышению профессионального уровня:
- Изучение педагогической литературы;
- Разработка программно–методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- Проектная и исследовательская деятельность;
- Анализ и оценка результатов своей деятельности.
- Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
Предполагаемый результат:
- Обобщение опыта по данной теме;
- Развитие социально – коммуникативных навыков детей, соответствующее возрасту;
- Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения,
- Повышение качества образовательного процесса;
- Повышение уровня мотивации родителей к сотрудничеству по развитию речи детей;
План самообразования:
Цель:
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, театрализаций, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
1. Развитие игровой деятельности детей;
2. Формирование основ «игровой культуры», развитие коммуникативных способностей детей.
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.
6. Развивать речевую активность у детей.
7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.
Перечень вопросов по самообразованию:
- Изучение психолого-педагогической литературы;
- Разработка программно–методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- Проектная и исследовательская деятельность;
- Анализ и оценка результатов своей деятельности;
- Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- Разработка рабочих программ в соответствии с ФГОС
- Обобщение опыта по данной теме;
- Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения,
- Повышение качества образовательного процесса;
- Повышение уровня мотивации родителей к сотрудничеству по воспитанию детей;
- Повышение качества обучения;
- Участие в педсоветах, семинарах, и районного МО;
- Умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах, семинарах, применение игровых технологий в воспитательно-образовательной работе, оформление результатов в виде творческих отчетов.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная
Ожидаемые результаты: повышение качества обучения;
План самообразования:
№ п/п Форма работы Сроки реализации Практические выходы (заполняются в процессе реализации)
1. Составление плана работы по теме самообразования Сентябрь 2021 г Наличие плана работы по самообразованию
2. Изучение методической литературы. В течение двух лет Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М. : Просвещение, 1997. - 210.
3Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст/ А. Арушанова // Дошкол. воспитание. -1998. -N 6. - C. 86-89
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры. - М. : Просвещение, 1991. - 180.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Владос, 2003---192 с.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии - 1966. -№ 6. - С. 62--76.
Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада: [В рамках программы " Развитие речи "]/ О. Гаврилушкина // Ребенок в дет. саду. -2003. Методика. -N 2. - C. 12-16
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М. : Просвещение, 1992. - 45 с.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
3. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм «Мирилка», «ковер дружбы».
Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в младшем дошкольном возрасте».
Написание цикла конспектов-занятий по сюжетно-ролевой деятельности для младших дошкольников.
Подборка детских художественных произведений.
Сентябрь 2021
Наличие картотеки сюжетно – ролевых игр
Наличие проекта
Наличие конспектов
Наличие детских художественных произведений в уголке для чтения
4. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте».
Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».
Разучивание с детьми игр на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга».
Октябрь 2021
5. Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».
Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.
Ноябрь 2021
6. Участие в семинаре «Система работы ДОУ по формированию у дошкольников социальных навыков.
Декабрь 2021
1. Изучение методик, технологий педагогов в СМИ, интернете В течение двух лет
2. Изучение опыта работы педагогов ( через сайты: «МААМ», «Сундучок»). В течение двух лет
3. Пополнение картотеки сюжетно – ролевых игр. В течение двух лет
4. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; В течение двух лет
5. Участие в семинаре «социально – коммуникативное развитие условиях реализации ФГОС» Декабрь 2021 Подготовка материала к участию
6. Создание картотеки дидактических игр и упражнений Декабрь 2021 Наличие дидактических игр и картотеке и материалов к ним.
7. Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения».
Игровое упражнение: «Накрой на стол».
Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».
Декабрь 2021
8. Сюжетно-ролевая игра : «Магазин игрушек».
Разучивание с детьми игры-упражнения на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо».
Декабрь 2021
9. Проведение открытых занятий, мастер-классов. Январь 2022
10. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Колобок» детьми группы.
Январь 2022
11. Фото - выставка «Играют наши дети».
Январь 2022 Наличие фото – выставки
12. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо». Январь 2022
13. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые к 23 февраля».
Февраль 2022 Наличие фото – выстовки
14. Участие в семинаре «Комплексный подход в работе с семьей» Февраль 2022 Подготовка работы к участию
15. Участие в педсовете В течение двух лет Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра и успехов по реализации подготовительного этапа плана работы по самообразованию
16. Участие в конкурсах и выставках различного уровня В течение двух лет Поделки детей и родителей.
17. Привлечение родителей в образовательный процесс с детьми. В течение двух лет
18. Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по сенсорному воспитанию воспитанников. В течение двух лет
18. Участие в педсовете
Март 2022
19. Интерактивная теневая сказка с элементами драматизации «Теремок». Март 2022 Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра.
20. Продолжать формирование картотеки сюжетно – ролевых игр и упражнений по развитию социально – коммуникативных качеств Март 2022 Наличие картотеки
21. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».
Март 2022 Наличие фото - выстовки
22. Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые мы играем».
Тестирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка».
Апрель 2022
23. Сюжетно-ролевая игра : «мы Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре. Апрель 2022
24. Промежуточный анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).
Май 2022
25. Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».
Май 2022
Учебный год 2022 – 2023 гг.