Елена Баранова
Социализация детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению Л. С. Выгодского социальное – не просто влияние среды, а источник развития личности. Ребенок развивается осваивая те виды деятельности, которые были запущены в общественных формах культуры. При этом ребенок развивается не сам по себе, а через общение его с окружающими людьми. В процессе социализации ребенок те только запоминает слова, действия, поступки, но и организует свое собственное поведение по тому социальному образцу, который освоил во взаимодействии со взрослыми на основе подражания.
Темочки:
Сегодня важна социальная адаптация детей с отклонениями в развитии. К реалиям сегодняшнего дня и следует так организовать коррекционно-педагогический процесс, чтобы он содействовал преодолению всех барьеров, которые ставит тот или иной дефект в развитии ребенка. Как правило детей с серьезными нарушениями в развитии окружают чрезмерной заботой в семье, потакая его капризам, ограничивая трудовую, игровую и учебную деятельность, тем самым развивая эгоистические черты.
Реализуя право детей-инвалидов на социализацию, то есть равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и соцзащиту. Одно из направлений нашего центра направлено на выполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов.
В ЦРР – 22 ребенка-инвалида.
Из них:
9 чел. – осуществляют образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе ДОУ для детей с нарушением зрения.
4 чел. - осуществляют образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе ДОУ для детей с ТНР.
5 чел. - осуществляют образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4 чел. - осуществляют образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе ДОУ для детей с ЗПР.
Для этого в нашем образовательном учреждении созданы условия для детей-инвалидов, которые включают в себя:
1. Психолого-педагогическую реабилитацию.
2. Социальную реабилитацию.
3. Аппаратную коррекцию зрения.
Педагоги представляют широкий спектр услуг по различным направлениям деятельности. Они стремятся стабилизировать эмоциональное состояние ребенка-инвалида, используя нетрадиционные формы организаций обучения и воспитания. Вносят в коррекционно-развивающую работу элементы творчества, создавая сюрпризные моменты, настраивающие ребенка на положительные эмоции и контакт. Проживание ситуации успеха позволяет такому ребенку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе.
Мероприятия психолога педагогической реабилитации включают в себя:
• Реабилитацию средствами образования
• Социальную реабилитацию
• Социально-педагогическую реабилитацию
• Социально-психологическую реабилитацию
• Социо-культурной реабилитации
• Социально-бытовой реабилитации.
Реабилитация средствами образования заключается в целостном влиянии на личность нетипичного ребенка в целях формирования способов усвоения социального опыта, направленного на взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Реабилитацию средствами образования осуществляют воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, муз. руководитель, инструктор по физо.
Успешность в развитии ребенка определяется условиями среды в которой находится. В условиях центра в каждом учебном корпусе создана содержательная среда, в которой ребенок усваивает, накапливает, преобразовывает систему знаний для самостоятельного использования этих знаний в жизни. В группах для этого имеются разнообразные центры : для организации сюжетно-рулевой игры, театрализованной и музыкальной деятельности, сенсорного развития, для организации самостоятельной деятельности, для развития физической активности.
Социально-педагогическая реабилитация проводимая в нашем центре, заключается в приспособлении ребенка-инвалида к жизни в обществе, в развитии их социальной самодостаточности, компетентности и активности. Социальной реабилитации содействуют все сотрудники центра. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателям, которые восстанавливают и компенсируют недостатки в развитии социально-бытовой деятельности. Данная реабилитация заключается в ежедневной работе воспитателя по развитию культурно-гигиенических навыков, по организации питания, по формированию умений общения, по формированию представлений о культуре поведения в различных ситуациях, по формированию умений самостоятельно организовывать свою деятельность.
Социально-психологическая реабилитация направлена на улучшение положительного эмоционального фона, снижение агрессии, снятие нервного возбуждения и тревожности у детей. Этому способствует работа в сенсорных уголках, в комнатах эмоциональной разгрузки, где педагог-психолог проводит комплексные мероприятия по созданию у детей ощущения защищенности, уверенности в себе. Компенсирующие мероприятия включают в себя: методы которые педагог-психолог использует в работе с детьми: сказкотерапия, ароматерапия, музыкотерапия.
Социокультурная реабилитация – это участие детей в общественных мероприятиях: праздники, развлечения, мастерская Деда Мороза, конкурсы, творчество детей.
Социально-бытовая реабилитация соответствует формированию детей определенных представлений о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей. Обучение с этими детьми строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Для этого в группах имеются натуральные предметы обихода, разнообразные игрушки которые отражают предметы обихода. Работа с такими предметами дает детям-инвалидам более конкретные и прочные знания, развивают наблюдательность. Организуются сюжетно-ролевые игры, экскурсии по детскому саду, в гостях у повара.
Таким образом, в результате правильно организованной коррекционно-педагогической деятельности, дети-инвалиды получают возможность испытывать радость общения, ощутить свою значимость и защищенность среди сверстников, преодолеть скованность и эмоциональную тревогу.
Учитель-логопед
высшей категории
МБДОУ «ЦРР-Д/с №2» г. Тула Баранова Е. В.