МААМ-картинки

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважения к людям разных национальностей

Ирина Хантимерова
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважения к людям разных национальностей
▼ Скачать + Заказать документы

«Толерантность – это искусство

жить в мире людей и идей».

А. Г. Асмолов

Актуальность и перспектива опыта

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем. В современной России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей. Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать. интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка. Актуальность формирования поликультурных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста и его значение приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

Публикация «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважения к людям разных национальностей» размещена в разделах

Попадая в коллектив, каждый ребенок приносит с собой багаж знаний и представлений о мире, который он получил от своих родителей и, конечно же, в нем есть место для представлений о национальной культуре своего народа. Попадая в поликультурный коллектив, ребенок обогащает свои знания о многонациональном мире, общаясь с детьми других национальностей. В этих условиях происходит систематическое воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей считаю воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми, желания играть вместе, умения не ссориться, «мирно» разрешать возникающие конфликты. Воспитание у детей толерантного взаимоотношения между собой обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию в современном обществе. В связи с этим необходима целостная система всестороннего развития дошкольников.

Поэтому работа началась с:

- создания предметно-развивающей среды;

- диагностического этапа (то есть с выяснения того, знают ли дети об отношениях между людьми, взаимодействии с природой и социумом);

- наблюдений за поведением детей в период общения (отношение воспитанников к ценностям окружающего мира, к сверстникам, к самому себе);

- анкетирования взрослых и бесед с ними.

При организации работы опиралась на следующие принципы:

- принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;

- принцип активности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;

- принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;

- принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);

- принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.

- принцип гуманизма: коренные изменения характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

Теоретическая база опыта

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют идеи В. Оконя о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями - культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других.

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н. К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей. В поликультурном образовании понятие «культура» является ключевым. Вслед за В. С. Библером, И. А. Громовым, М. С. Коганом, С. Ю. Кургановым мы понимаем культуру как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, которое оказывает влияние на развитие личности в целом, становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.

По мнению М. А. Богомолова поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Современная трактовка сущности поликультурного образования, которую мы и берем за основу, более содержательна, так как она предполагает усвоение знаний о различных культурах, уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, обращает внимание на важность воспитания в детях толерантности по отношению к носителям иной культурной системы.

Цель дошкольных образовательных учреждений не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе. Имея в виду, что процесс образования включает в себя три составляющие: обучение, развитие, воспитание, мы рассматриваем процесс поликультурного образования в аспекте воспитания.

Так, цель поликультурного образования обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Задачами поликультурного образования являются:

- Полноценное приобщение к культуре своего народа, как непременное условие интеграции в другие культуры.

- Формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом.

- Воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества.

- Создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями.

- Формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур.

- Воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Сущность поликультурного образования раскрывается в работах многих психологов и педагогов: М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. А. Богомолова, П. Ф. Каптерева, Э. К. Сусловой и других. Изучение всего комплекса перечисленных выше исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических детерминант позволяет нам выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

- Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.).

-Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).

-Обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Приобщением детей к национальной культуре и традициям в деятельности ДОУ можно назвать следующие:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Технология опыта

Работая над формированием поликультурных качеств и толерантности

детей дошкольного возраста, я ставлю следующие задачи:

-Определение наиболее актуальных форм работы с воспитанниками по поликультурному образованию.

-Налаживание связей между детским садом и семьёй.

-Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума.

-Знакомство детей с культурой других народов, расширение кругозора, трансляция новых знаний.

-Развитие у дошкольников умения понимать своих сверстников другой национальности и уважать их культуру, обычаи.

-Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы.

разных видах деятельности применять народное слово.

-Показать красоту образного языка сказок.

-Использовать театрализованную деятельность

-Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности.

-Активизировать словарный запас, через употребление детьми слов в речи.

-Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение.

-Развивать коммуникативные навыки.

-Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к творчеству, обычаям и традициям других народов и воспитание нравственных чувств, строится на основе следующих подходов:

Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, проектная, музыкальная, театрализованная, изобразительная, декоративно-прикладная, двигательная активность, интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов мира;

использование взаимодействия в системе «педагог – ребенок — родители» : «педагог – ребенок»; «педагог - родители»; «ребенок - родители».

осуществление воспитательной работы на основе культуры разных национальностей;

обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.

Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проводя с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Вот некоторые из них.

Государственно-гражданские праздники :

– Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний.

Международные праздники:

– День матери, Международный женский день, День Защиты детей.

Бытовые и семейные праздники.

Фольклорные праздники:

– Масленица, Пасха, «Сабантуй», «Акшекелу», «Рожтова», «Одкизе».

Художественно-эстетическая деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства : лепка животных и птиц, оригами, рисование, роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование экзотических пейзажей и т. д. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством.

Для плодотворного воспитания и развития детей, гармонизации отношений в группе, на основе позитивного сотрудничества, регулярно проводятся с детьми разнообразные игры «Горелки», «Ай, ди-ли!», «Зайцы и волк», «Заря», «Коршун», «Гуси» и другие. Они имеют такое же значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. По содержанию национальные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, способствуют формированию дружеских отношений. В них ярко выражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, дружбе, желание стать сильнее, воспитывает стремление к победе, взаимовыручке. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

С педагогической точки зрения национальные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько задач: развивается мышление, укрепляется память, закрепляются навыки общения. Уделив внимание незнакомым, взятым из другого языка игровым словам, их проговариванию, педагог помогает детям лучше понимать друг друга, что способствует улучшению общения детей. Возрождение интереса детей к игровому фольклору невозможно без участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры.

Задача воспитателя - поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей : такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений. Ведь в игре возникают и отрабатываются именно те жизненные ситуации в общении детей разных национальностей, в овладении которыми нуждаются дошкольники.

Проектная деятельность является одним из эффективных методов работы, позволяющим тесно взаимодействовать взрослому и ребенку. В ходе совместной деятельности над проектом, воспитатель содействует приобщению детей к изучению культуры и традиций людей разных национальностей, овладению нормами поведения в обществе, позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, дети получают право на саморазвитие.

Во время проектной деятельности я использовала такие формы работы с воспитанниками, как игровые ситуации, игры, чтение и обсуждение прочитанного, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, самостоятельную деятельность.

Помощь родителей для достижения целей в проектной деятельности является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни группы, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Главными направлениями в работе с родителями я считаю установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.

В нашем детском саду сложились следующие формы работы с семьями: тематические уголки (по изучаемой детьми культурологической теме, папки – передвижки, фотовыставки, выставки совместных поделок, использование семейных фотоальбомов, знакомство с дидактическими играми, помогающими детям усвоить искусствоведческий материал (игровой,викторины, участие в подготовке к праздникам (изготовление костюмов, декораций, отбор литературы, музыкальных произведений,участие родителей в совместных праздниках, развлечениях, участие в работе по обогащению предметно-развивающей среды группы.

Использование предметно-развивающей среды в ДОУ национального содержания в процессе формирования поликультурных качеств и толерантности имеет огромное значение. Обогащение воспитательно-образовательного процесса предметно-развивающей среды национального содержания, находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, уровня развития знаний детей и уровня формированности межличностных отношений. Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, по национальной направленности. Каждый предмет должен внести определенные сведения о культуре, национальностях, быть средством формирования дружелюбия и толерантности.

Все это говорит о том, что создание предметно-развивающей среды, разучивание и участие в играх и праздниках требует специального внимания воспитателя.

В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Дети дружные, уважающие и трепетно относящиеся к сверстникам другой национальности.

Анализ результативности

В результате целенаправленной работы в нашем детском саду по формированию поликультурных качеств, толерантности детей дошкольного возраста достигнуты следующие результаты:

Ребенок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим, как каждый человек, учится общаться с разными людьми, совершенствуется и развивается, чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях. Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У них формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Ребята стараются осознавать, как легко может возникнуть ссора или даже драка, с помощью взрослых находят причины конфликтов и пытаются их самостоятельно разрешить. Они знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дает возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что проведенная мною работа способствует формированию поликультурных качеств и толерантности дошкольников. Это не могло не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию литературы, материала народных обрядов, традиций, игр в воспитании детей, отмечаются положительные изменения в личности дошкольников. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, национальному наследию родной страны, другим людям.

Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья. Разработан и реализован проект «Формирование патриотических чувств, старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии». В результате полной реализации проекта:

- Создана предметно-развивающая среда, разработано перспективное планирование с детьми по данной теме.

- Разработан диагностический материал по воспитанию поликультурных качеств и толерантности.

- Составлен перспективный план по работе с родителями.

- Составлены конспекты НОД по ознакомлению с народными традициями.

У детей возрос интерес к народной культуре, чувство причастности к малой Родине Республике Мордовия.

Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей поликультурные качества и толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей

Концептуальность

Симпатия и уважение к людям разных национальностей является нравственным качеством личности, которое необходимо воспитывать, начиная с раннего возраста через общение со сверстниками и взрослыми разных национальностей, ознакомление с культурой и бытом разных народов, обогащение содержания игр дошкольников в хорошо продуманных и организованных педагогических условиях. Обострение межнациональных конфликтов – животрепещущая проблема современной России. Значит, задача педагогов на нынешнем этапе развития общества воспитание детей способных испытывать симпатию и уважение к людям разных национальностей. В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности. В условиях воспитания современной семьи вырастает новое поколение детей, не умеющих выстраивать отношение со сверстниками, со старшим поколением. Поэтому важно объединение усилий семьи, детского сада и социальных институтов.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу

Свою работу я строю, основываясь на следующие педагогические принципы:

- воспитательный характер обучения;

- построение материала от простого к- сложному;

- доступность;

- разнообразие материала;

- систематичность;

- совместная деятельность;

- активность.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

.

В современном обществе очень много смешанных браков. В одной семье встречаются традиции разных культур, стираются границы самобытности, поэтому очень часто ребенок самостоятельно не может разобраться, к какой культуре относятся те или иные традиции. Однако и родители не всегда находят время и возможность дать детям элементарные знания о традициях, быте родных им народов. Поэтому одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.

Публикации по теме:

«Формирование интереса и уважения к традициям и культуре народов Оренбургской области у детей старшего дошкольного возраста» Данные о носителе опыта: 1. Фамилия, имя, отчество: Никифорова Татьяна Алексеевна 2. Год рождения: 1989 3. Должность: Воспитатель 4.

Проект на тему: «Люди разных национальностей в Пензенской области.» Проект: «Люди разных национальностей в Пензенской области». Практическая значимость проекта (ожидаемый результат) - Воспитанники относятся.

Развлечение «Дарите людям доброту» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. Задачи:.

Конспект образовательной деятельности «Новый год в разных странах мира» для детей старшего дошкольного возраста Скороходова Галина Васильевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №50» г. Перми Конспект образовательной деятельности по познанию социального.

Спортивное развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения достойны уважения» Цель: закрепить знания о дорожных знаках, правилах дорожного движения. Задачи: Продолжать знакомить воспитанников с правилами дорожного.

Воспитание культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Воспитание культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Большакова Вера Владимировна. г. Иркутск МБДОУ Д/с 144. Конечная.

Воспитание толерантного отношения к культуре, традициям людей разных национальностей Изучив распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г., стало ясно, что обновление воспитательного процесса на основе отечественных традиций,.

Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях Доклад: «Воспитание в национальных традициях гостеприимства детей старшего дошкольного возраста» Собцева Наталья Васильевна, МБДОУ Детский.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста План самообразования воспитателя Бушуевой Екатерины Евгеньевны на 2017-2018 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо относиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважения к людям разных национальностей
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 20:52
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважения к людям разных национальностей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хантимерова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД