Наталья Собцева
Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад: «Воспитание в национальных традициях гостеприимства детей старшего дошкольного возраста»
Собцева Наталья Васильевна, МБДОУ Детский сад "Солнышко"
с. Тёплый Ключ
Народ в наиболее чистом виде
всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации.
Г. Н. Волков
Актуальность:
Публикация «Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Наверное, самый благодарный путь — возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство — то время, когда возможно, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное подлинное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, с национальными традициями. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, то есть – активное участие родителей в работе детского сада.
В связи с этим проблема возрождения забытых национальных ценностей детьми дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях гостеприимства детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ Детский сад «Солнышко»
Задачи:
1. Создать педагогические условия в детском саду для воспитания в национальных традициях гостеприимства детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать систему использования национальных традиций гостеприимства в воспитании детей старшего дошкольного возраста;
3. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры.
Согласно ФГОС ДО, сегодня важно использовать традиции народа, призванные подготовить детей к реальной жизни, заложить нравственную основу отношений с окружающими. Уверена, что использование народных традиций в современной практике обучения и воспитания является настоятельной необходимостью. Приобщение детей к этим традициям и возрождение их в новом образовательном пространстве дают возможность решить задачу воспитания человека культуры через свое национальное, близкое к детскому пониманию и усвоению. Особенно ценны национальные традиции гостеприимства.
Прием гостя у любого народа безошибочно распознается как типичная этикетная ситуация. В традиционной культуре разных народов он в высокой степени ритуализирован, соотнесен с мифологическими представлениями, играет существенную роль в социальной и экономической жизни.
Гостеприимство – нравственная категория. Это средство к установлению и сохранению мира, средство общения. Очень важны навыки гостеприимства в жизни ребенка. Их воспитание – важнейшее звено формирования этикетного поведения. Работа педагогов ДОУ по воспитанию у детей этикетного поведения основана на том, что в дошкольном детстве практические умения и контакты со сверстниками выполняют более важную, чем у взрослых, роль. В общении формируются навыки культуры поведения, необходимые для самостоятельной жизни среди людей в обществе. Владение ребенком навыками гостеприимства способствует положительным взаимоотношениям дошкольника с другими людьми.
Для решения этих сложных разноплановых задач мною разработана программа использования национальных традиций гостеприимства в воспитании детей старшего дошкольного возраста. В основу её положена концепция толерантности А. Г. Асмолова, которая подчеркивает, что для всех людей общим является не только биологическое сходство, а единые общечеловеческие ценности. В этой работе мною задействованы средства этнокультурного воспитания дошкольников :
- всестороннее развитие ребенка во всех видах трудовой деятельности в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания;
- гармонизация отношений в сферах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», «детский сад – семья», «семья – ребенок – детский сад») с целью постижения детьми умения жить в этнокультурной среде;
- концентрация внимания детей на культуре народного труда в процессе их знакомства с фольклором и искусством русского народа;
- взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программы;
- организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы своей семьи и своего народа.
Проведенные формы работы на основе использования национальных традиций гостеприимства проводились при обязательном сотрудничестве педагога, детей и их родителей. В данном направлении в целях использования национальных традиций гостеприимства нами были использованы разные формы совместной работы с родителями:
В результате работы детского сада в этом направлении сложилась система мероприятий по расширению поля позитивного общения взрослых и детей, а именно: открытые мероприятия с участием родителей воспитанников : "От традиции русского народа к традициям в детском саду", "В меду да в масле и лапоть съешь", "Как рубашка в поле выросла" и т. д. ; совместные праздники : "Как у наших у ворот", "Кузьминки", "Осенины" и др. ; экскурсии; игровые семейные конкурсы; выставка рецептов «О вкусах не спорят»; частушечный конкурс "Эх, Семеновна!" ; фольклорная игровая программа «Поговорка – цветок, пословица – ягодка» (пословицы и поговорки разных народов о гостеприимстве);
Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы: "Что такое родословное дерево", "Мои мама, папа", "Отдыхаем всей семьей", "Мои бабушка и дедушка, какие они"; игры "Найди сходство", "Найди различие", "Чей я ребенок, угадай", "Найди пару", которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка.
Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе.
Для того чтобы работа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях гостеприимства, мною задействуется большой спектр мероприятий и разных видов деятельности:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа;
2) вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность по сценариям, в основе которых - русские народные сказки;
3) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов этикетного взаимодействия;
4) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Почта», «Весна-веснушка», «Сокол и лебёдушка» и многие другие;
5) проведение русских народных праздников, например, таких как - «Масленица», «Пасха», «Рождество» в соответствии с народным календарем;
6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
7) знакомство с бытом и историко-культурным наследием русского народа;
8) знакомство с былинным эпосом русского народа и мн. др.
В данной работе родители – полноправные партнёры детского сада. Ведь в семейно-родственных отношениях лучше сохранены культурные традиции народа, как проявления в семье заботы, любви, уважения друг к другу. Именно родители могут обучить практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путем ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на основе устного народного творчества. Поэтому совместно с ними мы обучаем детей традициям гостеприимства, правилам культурного поведения, воспитываем у них нравственные качества личности, навыки самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях с помощью мудрости народной педагогики.
По итогам реализации программы мы зафиксировали динамику знаний и представлений детей о народной культуре уровень (методика Г. А. Урунтаевой) (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Знания и представления детей о народной культуре
В результате проведенной работы у детей произошли качественные изменения в показателях этнокультурного самосознания, выявленных по методике В. С. Мухиной: мы выясняли, насколько осознаются дошкольниками мотивы их желаний и предпочтений, которые в данном случае являются проявлением их самосознания (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Уровень этнокультурного самосознания детей
Таким образом, когда говорят о культуре гостеприимства детей старшего дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму, с культурой игры, поведения, общения и деятельности; с культурой речи, речевого этикета (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Использованная литература
1. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в общении детей. - М. : Ось-89, 2010.
2. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. – 2007. - № 9. - С. 6-8.
3. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре : методическое пособие / Н. Апполонова. – Москва,1991.
4. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях : методическое пособие / Л. И. Архарова. – Москва, 2001.
5. Бутанаев В. Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - СПб. : Питер, 2010.
6. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре: методическое пособие / Г. Н. Гришина. – Москва, 2005.
7. Давыдова, О. И. Этнопедагогический подход в работе детских садов: методическое пособие / О. И. Давыдова. – Москва, 2003.
8. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка педагога: методическое пособие / О. И. Давыдова. – Магнитогорск, 2007.
9. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции : методическое пособие /
Л. Евстратова. – Москва, 2006.