Жигайло Ирина
Новые подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Новые подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста»
(из опыта работы)
Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
Публикация «Новые подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
*Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
*Бедность речи. Не достаточный словарный запас.
*Употребление не литературных слов и выражений.
* Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
* Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
*Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
* Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса речи и т. д.
*Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что данное время дети перенасыщены информацией, необходимо чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающий процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, и я начала использовать в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:
Воробьёва Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами.
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно - схематическими моделями,
Глухов В. П. - блоками – квадратами,
Большева Т. В. -коллажем,
Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже- к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат –это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией.
Мнемодорожки-это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблицы
Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом и в моей работе по развитию связной речи. Я их использую для:
*обогащения словарного запаса,
*при обучения составления рассказов,
* при пересказах художественной литературы,
* при отгадывании и загадывании загадок,
* при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, я применяю мнемотаблицы в работе с детьми для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощей и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета. Установить последовательность изложения выявленных признаков;
обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуется художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зелёная, ягодка - красная. Позже усложнить или заменить другой заставкой –изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса- состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь- большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость систематических изображений.
Данные схемы служат своеобразным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
-строение рассказа,
-последовательность рассказа,
-лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включается не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым. Если на начальном этапе работы даем готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равномерный партнёр, который незаметно помогает ребёнку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребёнок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаём, придумываем вместе, сообща.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построение сюжета,
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Чтобы эти сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мннемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
*модель должна отображать обобщённый образ предмета;
*раскрыть существенное в объекте;
*замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, что бы она была им понятна.
Подчеркну, что мнемотаблцами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это –прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительную память, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.