Дикина Елизавета Ивановна
Развитие связной речи как основной фактор готовности детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
С О О Б Щ Е Н И Е
Тема: " Развитие связной речи, как основной фактор
готовность детей к обучению в школе"
(из опыта работы)
Подготовила :
воспитательДОУ
Е. И. Дикина
2017г.
Публикация «Развитие связной речи как основной фактор готовности детей к обучению в школе» размещена в разделах
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным.
Для того чтобы детям помочь справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения.
Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, присущая человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь- средство связи между ребенком и окружающим.
Речь не является врожденной способностью. Она формируется под влиянием речи взрослых, зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.
В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка:
- фонетикой (системой звуков речи)
- лексикой (словарным запасом)
- семантикой (системой значений, начиная со значений отдельных слов)
- синтаксисом (сочетания слов, обозначающие определенную мысль).
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это- основное условие успешного обучения.
Развитию связной речи в своей группе я уделяю особое внимание, так как это основной фактор готовности к обучению детей в школе. Я уверена: овладение связной речью является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.
Чтобы дети своевременно и качественно овладели связной речью, я стараюсь организовать речевую деятельность так, чтобы они пользовались ею как можно чаще, вступаю в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. овладели определенной речевой активностью. Такая организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, и ведущей моей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач я направляю на совершение связной речи, т. е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка.
Обогащение, закрепление, активизация словаря - постоянная состовная часть программного содержания каждого занятия по речевому развитию.
Методику словарной работы "строю" в соответствии с принципом системности, которая предполагает восприятие и познание предмета во взаимосвязи его свойства и качеств:
- освоение названий предметов и объектов и их действий;
- создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их название, строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых они изготовлены (словарный запас детей пополняется прилагательными в сравнительной степени, сравнительными оборотами);
- освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения, что способствует развитию операции сравнения, обобщения, формирует способность устанавливать причинно - следственные связи. При этом не только обогащается и активизируется словарь, но и активно развивается способность рассуждать;
- освоение новых значений известных слов. Оно связано с освоением средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений.
Реализацию этого направления словарной работы осуществляю при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы, рассматривание пейзажной картины, обращаю внимание детей на образные сравнения, олицетворения, метафоры, позволяющее передать свое настроение, красоту окружающей природы " Лес как терем расписной: лиловый, золотой, багряный", " Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром" и т. п.
Развитие грамматически правильной речи предполагать оказание ребенку помощи в освоении морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний и некоторых способов словообразования, тем не менее у детей этот вид деятельности вызывает определенные трудности. Вызывают затруднения у детей : несклоняемые существительные (пальто, кофе, кино, пианино и т. д.); существительные множественного числа в родительном падеже (например, предлагаю детям ответить на вопросы: кого не было на дне рождении у зайца? (волков, медведей, лисиц.) Чего не досталось волку на празднике? (тортов, оладий). Чего не оказалось в шкафу у Маши - Растеряши? (носков, гольфов, полотенец, шарфов); глаголы повелительного накопления (положи, надень, одень, пробеги, поскачи). Для того чтобы помочь детям справиться с этими трудностями, организую игровые упражнения).
В ходе НОД и в повседневном общении знакомлю детей с разными способами словообразования: с префиксальным, т. е. при помощи префиксов (приставок) - (грипп, который растет под березой, называется. (под березовик); суффиксальным, способ который позволяет образовывать слова при помощи суффиксов (у зайчихи - зайчонок, у волчихи - волчонок, у кошки - котенок). Суффиксальный лежит в основе образования названий предметов посуды (хлеб - в хлебнице, масло - в масленке, соль - в солонке). Сложные слова обрабатываю в таком упражнении: девочка с голубыми глазами - голубоглазая, мальчик со светлыми волосами _ светловолосый, заяц с длинными ушами - длинноухий).
Такие управления способствуют появлению у детей интереса к самостоятельному конструированию слов, словотворчеству.
Такие работаю над звуковой культурой речи, развитием правильного звукопроизношения и правильного словообразования (владение ритмом, темпом речи, силой голоса; становлением четкой дикции, артикуляции; развитием правильного речевого дыхания, фонематического слуха и т. д.).
В процессе подготовки детей к обучению грамоте провожу работу по усвоению детьми терминов: гласный, согласный звук, твердый и мягкий согласный звук, который используется ими при звуковом анализе слов и является залогом грамотной письменной речи. В подготовительной группе начала процесс обучения детей чтению и элементам печатного письма. Обучение чтению рассматриваю, как одну из задач по развитию речи.
Решение всех речевых задач осуществляю посредством разных форм организаций детей.
1. Ведущими являются образовательные ситуации: ситуации общения которые планируют и организую в любое время в режиме дня: утром, ве -чером, во время прогулок:
-процесс общения длится 5-7 минут;
- участвует небольшая подгруппа детей (от 3до 8 человек) в зависимости от желания и ситуации;
- образовательная ситуация может быть реально практической (рассматривание предмета, картины; разучивание стихотворения или чтения литературного текста и т. д.) и игровой (дидактическая игра, сюжетно - ролевая игра, настольно - печатная и т. д.).
Целью подобных образовательных ситуаций является обучение детей умению составлять рассказы, сказки, разыгрывать небольшие сценки, задавать вопросы, пересказывать услышанное и т. д.
2. Одной из важных форм работы по речевой деятельности является НОД, в ходе которой проходит обобщение систематизация знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать самостоятельные выводы, в процессе НОД мною решается основная задача - обучение рассказыванию с использованием грамматически правильной речи, развития речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания.
Выбор типа НОД осуществляю, ориентируюсь на особенности поставленных задач содержания НОД и возможности детей. НОД по развитию речи носит интегрированный характер. Мною организуется познавательно - речевая (где решаются речевые задачи решаются наряду с познавательными задачами) или комплексная (решается одна речевая задача в разных видах деятельности).
При построении НОД следую логики речевой деятельности. Начинаю НОД с мотивами речевой активности; далее - создание проблемных ситуаций, загадки, соревнования и определяем ее содержание (как ребенок включился в речевую деятельность).
На следующем этапе - обучение детей речевой форме. Если ребенок не справляется и не может передать свои мысли, помогаю найти те слова и грамматические формы, которые бы позвонили передать их мысли. В ходе НОД использую разные приемы работы: образец высказывания, план рассказа, вопросы, схемы - модули, пример литературных образов речи.
Заканчиваю НОД детскими высказываниями, рассказами, чтением стихотворения, самостоятельными выводами, рассуждениями.
3. Не менее важной формой работы по речевой деятельности являются ситуации общения. Эти ситуации специально проектирую. Ситуации общения могут возникнуть естественно, их необходимо увидеть и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения речевых задач. При организации ситуаций, я, чаще всего, "иду от детей" т. е. подмечаю их в детской деятельности. Например, приход нового ребенка в группу может стать содержанием значимых для развития речи ситуаций общения, упражняя при этом в способах знакомства и приветствия, упражняя в составлении рассказов о группе, игрушках и занятиях, упражняя в умении задавать вопросы и выслушивать ответы.
Работа по развитию речи осуществляется на основе комплексно- тематического планирования, составленного методической службой детского сада ( формы работы: образовательные ситуации, НОД, ситуации общения). Практическая реализация этой системы будет способствовать становлению коммуникативной и субъективной позиции ребенка в речевой деятельности.
Успешность обучения в школе зависит и от уровня владения детьми родным языком, от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. Освоение языковых структур, функций и форм речи (диалог, монолог) осуществляется в старшем дошкольном возрасте во взаимодействии с познавательным развитием и элементарным осознанием языковой деятельности: словесного состава предложения, звуковой и смысловой сторон слова, формально - семантических отношений между словами, грамматической правильностью речи, структуры связного текста.
Развитие связной монологической речи играет особую роль в школьной готовности. С ее помощью ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст. А в налаживании взаимоотношения с окружающими, установлении партнерских отношений с учителями и одноклассниками важна диалогическая форма речи. В процессе речевой деятельности, а также в других видах деятельности формируется важнейшее свойство речи - произвольность, позволяющая будущему школьнику вслушиваться в обращенную к нему речь и понимать ее, сознательно анализировать языковую информацию, заключенную в учебных заданиях, планировать свои действия.