Любовь Вымолова
Программа по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Вымолова Л. Б.,
магистр педагогики,
воспитатель высш. кв. кат.
Методическая разработка
Программа по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе
Основные идеи, на которых строилась программа, цели и задачи, педагогические принципы, содержание программы.
Публикация «Программа по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе» размещена в разделах
Ценности, на которых базируются программа – это уважение прав каждого участника образовательного процесса, гуманистическая направленность воспитания, творческая реализация личности, ее самоактуализация (А. Маслоу).
Главными идеями, положенными в основу программы для родителей, являются следующие:
1. Идея единства приоритетных ценностных ориентиров: ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности, нравственности, творчества, развития, открытости.
2. Идея сотрудничества. Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность педагогов, родителей и детей.
3. Идея динамичности, гибкости в поиске новых форм и средств в реализации задач воспитания детей, создание условий для достижения ими определенного уровня образованности.
4. Идея прогностичности : родители должны понимать, что в воспитании детей необходимо руководствоваться более далекими перспективами, чем простое обучение ребенка.
Цель программы : повышение уровня педагогической компетентности родителей и их готовности к обучению ребенка в школе.
Задачи программы :
- выявление уровня педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе;
- систематизация имеющихся и приобретение новых знаний родителями в области педагогики;
- знакомство родителей с образовательными программами в начальной школе;
- обучение родителей наиболее продуктивным способам взаимодействия с ребенком;
- анализ правильности собственных действий по воспитанию и образованию своих детей.
Педагогические принципы, положенные в основу программы :
1. Принцип добровольности.
2. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала.
3. Принцип индивидуального подхода: учитываются индивидуальные особенности участников и контекст ситуации.
Создавая программу, мы опирались на различные источники, такие как: книги, журналы, газеты, Интернет – источники.
Организационно – педагогические подходы к реализации программы.
Все проводимые занятия основаны на сотрудничестве. Педагог (воспитатель) не только информирует родителей, но и обращается за советом к ним, они вместе устанавливают связи, намечают пути решения имеющихся педагогических задач.
Методика проведения занятий заключается в использовании различных приемов обучения : беседа, интерактивная лекция, семинар-практикум. После проведения занятия в группе проводятся индивидуальные консультации.
Родители выступают как непосредственные участники образовательного процесса.
Организационные аспекты реализации программы :
Образовательная программа для родителей рассчитана на 16 аудиторных часов.
Программа предназначена для родителей детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) и рассчитана на 2 месяца.
Период освоения программы : апрель – май
Число участников определяется на основании принципа добровольности.
Занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю по договоренности с педагогом (воспитателем или заведующим) образовательного учреждения.
Продолжительность занятий – 2 - 4 часа (без учета индивидуальных консультаций).
Ведет занятия педагог или специалист образовательного учреждения.
Материальное и методическое обеспечение: занятия проводятся в группе.
Ожидаемые результаты освоения программы.
После освоения данной программы ожидается сближение позиции семьи и детского сада, родителей и ребенка, повышение воспитательного потенциала семьи, более гармоничное развитие личности детей и их социализации, от повышения уровня педагогической готовности родителей будет зависеть готовность и ребенка, его более эффективная школьная адаптация.
По окончании освоения программы родители пишут отзывы о занятиях, отмечают сильные и слабые стороны, что понравилось, над чем надо поработать, предложения и пожелания к следующей программе.
Замечания слушателей служат основой для коррекции образовательной программы, которая может быть реализована со следующей группой родителей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФОРМИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п Темы занятий Форма работы Кол-во часов
1 «Роль семьи в образовании ребенка» Интерактивная лекция 1
2. «Современные образовательные программы в начальной школе» Интерактивная лекция 3
3. «Способы подготовки ребенка к школе» Семинар-практикум 4
4. «Собираем портфель!» Семинар-практикум 4
5. «Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий» Семинар-практикум 4
Общее количество часов: 16
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕЙ РАБОТЫ
1. Первичная диагностика готовности родителей к обучению их ребенка в школе (опросник И. А. Хоменко «ГРОД»).
Цель: выявить уровень педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе.
Диагностика педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе проходит в группе.
Родителям раздаются заранее распечатанный бланк опросника «ГРОД» с целью его заполнения. Опросник заполняется анонимно. После заполнения, педагог обрабатывает результаты, выявляет уровень педагогической готовности родителей. Конфиденциальность родителей сохраняется (при заполнении опросника фамилия и имя не указывается).
Литература:
1. Технологии изучения семьи: междисциплинарный поход: Учебное пособие/ Т. В. Александрова, Е. Е. Алексеева, В. А. Родионова, И. А. Хоменко, Н. А. Щедрецова/ Под ред. И. А. Хоменко. – Спб. : ООО «Книжный Дом», 2008. – с. 187 - 191
2. Интерактивная лекция для родителей «Роль семьи в образовании ребенка» (1 час).
Цель: обосновать значимость семьи в образовании ребенка.
Интерактивная лекция проходит в группе. Лекцию проводит педагог образовательного учреждения. Рассказывает родителям о роли семьи в образовании ребенка, предлагает поучаствовать в обсуждении о роли семьи, и подумать какую роль играют они сами в воспитании и образовании своего ребенка.
В процессе лекции, родители активно участвуют в обсуждении проблемы, задают вопросы, высказывают свое мнение.
После каждого занятия, все желающие могут получить индивидуальную консультацию по данной проблеме.
Литература:
1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Academia, 2000. - 232 с.
2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2002. – 408 с.
3. Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2005 года, Санкт-Петербург. /Под общей редакцией И. А. Хоменко – СПб. -2006. - 232с.
4. Семья XXI века: современные исследования. Выпуск 1. Сборник научных статей. / Под ред. Хоменко И. А. – СПб, 2006. 140 с.
5. Титов В. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Конспект лекций. – М. : «Приор-издат», 2003. – 128 с.
3. Интерактивная лекция для родителей «Современные образовательные программы в начальной школе» (3 часа).
Цель: познакомить родителей с традиционными и развивающими образовательными программами обучения детей в начальной школе.
Занятие (интерактивная лекция) проходит в группе.
Лекцию проводит учитель начальных классов или специалист дошкольного образовательного учреждения. В процессе лекции, родители активно задают вопросы, дискутируют по данной проблеме.
Педагог знакомит с существующими традиционными и инновационными программами развивающего обучения, их спецификой.
Традиционные программы : «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
Программы развивающего обучения : Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.
По окончании интерактивной лекции родителям выдается памятка «Педагогические системы обучения». В конце лекции, каждый родитель может ознакомиться с предложенной литературой по данной теме, получить список источников, для более подробного изучения.
После занятия, все желающие могут получить индивидуальную консультацию по данной проблеме.
Литература:
1. Анисимова Т. Скоро в школу! Шпаргалки для первоклашек и их родителей. Ростов: Издательство: Феникс, 2005 – 314 с.
2. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? – М., 1993
3. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4). В двух частях, часть 1, издание 3-е - М. : Просвещение, 2002 – 320 с.
4. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы четырехлетней начальной школы : В 2 ч. : Ч. 2 (сост. Петрова И. А., Яременко Е. О.) Изд. 3-е – М. : Просвещение, 2002 - 394 с.
5. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа. М. : Издательство: Баласс, РАО, 2004 - 528 с.
4. Семинар-практикум "Способы подготовки ребенка к школе"(4 часа).
Цель: определить способы подготовки ребенка к школе.
Занятие проводит педагог или другой специалист (психолог) в группе. Педагог или психолог обсуждают всевозможные существующие способы подготовки ребенка к школе. Выделяют «положительные» и «отрицательные» стороны различных подходов в подготовке ребенка к школе. Родители дискутируют, активно задают вопросы, делятся собственным опытом подготовки ребенка к школе, решают готовые педагогические задачи, обсуждают предложенные педагогические ситуации, предлагают для обсуждения ситуации из жизненного опыта.
По окончании семинара-практикума родителям предлагается список источников по данной проблеме, для более тщательного изучения.
Литература:
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовим ребенка к школе. СПб. : Издательство: Питер, 2008 - 192 с.
2. Психологический центр "АДАЛИН". Подготовка ребенка к школе.
https://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml
3. Подготовить ребенка к школе. как? Советы психолога (аудиокнига MP3) Б. С. Волков, Н. В. Волкова (1 cd).
4. Савенков А. И. Готовим ребенка к школе : Учим учится самостоятельно. М. : Академия развития, 2008 – 160 с.
5. Чейпи Дж. Готовность к школе : Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н. В. Елизаровой. – М., 1992. – 128 с.
5. Семинар – практикум «Собираем портфель!» (4 часа).
Цель: научить родителей подбирать литературу, учебные пособия и школьные принадлежности для обучения ребенка в школе, а так же как правильно выбрать портфель для будущего первоклассника.
Семинар-практикум проводит педагог. Занятие проходит в группе. Педагог рассказывает как правильно выбрать нужную литературу, на что необходимо обратить внимание при выборе учебных принадлежностей. Обсуждает следующие вопросы. Что лучше выбрать: портфель, ранец или рюкзак? Каким же должен быть портфель, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз? Каким должен быть вес ранца первоклассника с учебным комплектом (1-2 класс не более 1,5 кг.? Прослушав критерии выбора ранцев, и учитывая допустимый вес с учебным комплектом, родителям предлагается собрать ранец ребенка в школу. Для этого педагог заранее подготавливает возможные варианты портфеля, ранца, рюкзака и различные школьные принадлежности («нужные» и «ненужные). Нескольким желающим родителям, предлагается «Собрать портфель ребенка», после сбора, родитель комментирует свой выбор. Затем педагог вместе с другими родителями обсуждают правильность выбора или допущенные ошибки.
После семинара родители получают памятки и список рекомендуемой литературы, Интернет источников и адреса магазинов, где можно приобрести качественные портфели будущему первокласснику.
Памятки «Обязательный набор канцтоваров»; «Собираем портфель первоклассника».
Литература:
1. Анисимова Т. Скоро в школу! Шпаргалки для первоклашек и их родителей. Ростов: Издательство: Феникс, 2005 – 314 с.
2. Коллективная база данных «Мой компас». Собираем ребенка в первый класс - https://moikompas.ru/compas/pervoklassnik_deti
3. Сеть магазинов «Детский мир» https://www.detmir.ru/cntnt/review/for_school/rykzaki/ranci.html
6. Семинар - практикум «Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий» (4 часа).
Цель: научить грамотно организовать рабочее место будущего первоклашки, контролировать свое эмоциональное состояние.
Семинар-практикум проводят педагог и психолог. Занятие проходит в группе.
Педагог рассказывает, как грамотно организовать рабочее место ребенка. Как помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями. Затем психолог дает несколько практических рекомендаций, как справится со своим эмоциональным состоянием.
Родители задают вопросы, активно участвуют в беседе.
По окончании семинара-практикума, родителям выдаются памятки и список рекомендуемой литературы, для более глубокого изучения темы.
Рекомендации-памятки родителям будущих первоклассников: «Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий»; «Как поощрять ребенка в семье»; «Золотые правила воспитания»; памятка от психолога «Родителям будущих первоклассников»; «Как справиться с кризисов 7–ми лет» и др.
Литература:
1. Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 208 с.
2. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как помочь хорошо учиться. – М., 2003
3. Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями – https://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=18&menu_id=12§ion_id=2176&alt_menu=-1
4. Радуга. Памятка для родителей «Золотые правила воспитания» - https://raduga.rkc-74.ru/p15aa1.html
5. Советы психолога - https://nachsch1413.narod.ru/www_nach/sov.htm
7. Повторная диагностика, подведение итогов.
Опросник И. А. Хоменко «ГРОД» (готовность родителей к обучению их детей в школе).
Цель: выявить уровень педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе, сравнить с первичными результатами.
Родителям раздаются заранее распечатанный повторный бланк опросника «ГРОД» с целью его заполнения. Опросник заполняется анонимно. После заполнения, педагог обрабатывает результаты, выявляет уровень педагогической готовности родителей, сравнивает результаты опросника с полученными данными ранее. Определяет для себя эффективность проделанной работы.
После того, как родители заполнят опросник, педагог предлагает написать свои предложения, замечания по пройденной образовательной программе, о проделанной работе педагога, с целью учета ошибок и коррекции при повторной реализации программы.
Отзывы пишутся в свободной форме. Конфиденциальность родителей сохраняется.
Литература:
1. Технологии изучения семьи: междисциплинарный поход: Учебное пособие/ Т. В. Александрова, Е. Е. Алексеева, В. А. Родионова, И. А. Хоменко, Н. А. Щедрецова/ Под ред. И. А. Хоменко. – Спб. : ООО «Книжный Дом», 2008. – с. 187 - 191
В процессе работы после каждого занятия родителям предлагается список различных источников по проблеме (книги, журналы, Интернет ссылки, адреса магазинов (семинар-практикум «Собираем портфель», аудио книги, где можно расширить свои знания по пройденному материалу и найти соответствующий товар в магазинах). А также предлагается индивидуальная консультация по возникшим проблемам.