татьяна егорова
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные виды связной речи - рассказ и пересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий. Оба вида речи развиваются параллельно : пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с малышом все этапы развития связной речи.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Поговорите с ребёнком по поводу прочитанных ему книг. Первоначально это будут беседы по содержанию текста, предполагающие ответы на вопросы. Внимательно и заинтересованно выслушивайте ответы детей, поощряйте их попытки рассуждать, выказывать свое отношение к персонажам. Добивайтесь понимания, прочитанного вами текста, а иначе, зачем вы читаете его ребенку? Главная опора при пересказе - на память и понимание, поэтому убедитесь, что ребёнок понял текст. Для этого уточните значение слов и выражений, которые могут быть непонятны, затем задайте вопросы по тексту. Очень конкретные вопросы задавать не стоит, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту. Главное, чтобы ребенок смог связать отдельные части текста и не нарушил при пересказе последовательность событий. Прочитав текст, спросите ребенка, о чем или о ком в нем говорится, какие события происходили, понравился ли рассказ и его главные герои. Если текст небольшой по объему, попросите малыша рассказать его кукле или мишке, своим близким: «Мишка спал, пока я читала тебе сказку. Расскажи ему подробно все, что услышал». Хороши для пересказа русские народные сказки, рассказы Е. Чарушина, К. Д. Ушинского, Н. Сладкова, В. Бианки, сказки В. Сутеева. К стихам и сказкам С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто добавляются произведения А. С. Пушкина, В. Маяковского, Ф. Тютчева. Можно пробовать читать тексты большого объема, которые не прочтешь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно, возможно, оно перерастет в семейную традицию чтения по вечерам. Чтобы приучить ребенка к слушанию книг, не стоит развивать пагубную привычку бесконтрольного просмотра телепередач.
Сказку можно разыграть с ребёнком, предоставив ему возможность выбрать себе роль. Некоторые дети играют за всех персонажей, изображают сказку, а не просто пересказывают ее. Заинтересовать ребенка можно с помощью кукольного театра. Куклами могут быть и обычные игрушки.
Пересказывать можно не только прозаический, но и стихотворный текст. Лучше всего подходят для этого стихи-небылицы. Ребёнку нужно восстановить правильные действия, и новый текст приходится передавать прозой. Нравится малышам пересказывать юмористические стихи, в которых незадачливый герой все делает наоборот. После пяти лет дети должны уметь связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы. С чего начать обучение? Всегда легче рассказать о знакомых событиях, описывать знакомый предмет или действие, поэтому первые образцы - это рассказы на темы из личного опыта. Посетите с малышом библиотеку или сходите в парк, и пусть он расскажет о своих впечатлениях другим членам семьи, а вы будете направлять его рассказ. Вечером, идя, домой из детского сада, поговорите о том, как прошел день, с кем играл, что нового узнал на занятиях, какую книгу читала воспитательница. Если постоянно побуждать ребенка к рассказыванию о прожитом дне, это станет потребностью – поделиться впечатлениями о пережитом. Научить передавать правильную временную и логическую последовательность можно с помощью серийных картинок. Ребенку предлагают составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение, и вместе они объединяются в сюжет. Когда ребенок научится рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последовательности серию из 3-4 картинок, а затем составить рассказ. Помните, что сюжет рассказа должен быть понятен. Любят дети рассматривать картинки-нелепицы, находить и обсуждать ошибки. Нужно только попросить ребёнка не просто перечислять неправильные места, но и доказывать, почему данное изображение ошибочно. Тогда получится полное описание картины, да еще с элементами рассуждения.
Еще один важный вид работы с сюжетными картинками, дающий возможность развивать не только речь, но и внимание, мышление, воспитывать у ребёнка усидчивость, улучшать работоспособность - сравнение двух похожих картинок с целью нахождения отличий. Материал для сравнения можно найти во многих детских журналах. Играя с ребенком в поиск отличий, дайте образец применения сложного предложения, например; «На левой картинке у девочки на шляпке узкая ленточка, а на правой картинке - широкая ленточка». Следите за тем, чтобы ребёнок тоже использовал данный тип предложений при нахождении отличий.
Дошкольники любят фантазировать, придумывать свои сказки, новых сказочных героев, часто сочиняют целые серии приключений. Если родители включаются в эту игру, может составиться небольшая книжечка похождений какого-либо героя: родители запишут текст со слов ребенка, а малыш нарисует картинки. Детские фантазии и сказки легко записать на магнитофон. Также ценны будут и видеозаписи, если сделать их «скрытой камерой». Если ваш малыш пока не очень увлекается сочинительством, побуждайте его к этим занятиям. Рассматривая картинку, попросите придумать предысторию события или продолжить действие.