Елена Елтуховская
Сообщение: «Особенности методики формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Основателем традиционном методики формирования количественных представлений, построенной в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, является А. М. Леушина, автор монографии «Обучение счёту в детском саду». Реализовала и детально разработала эту методику её ученица Л. С. Метлина в книге «Занятия по математике в детском саду», а затем методика была дополнена авторским коллективом под руководством А. А. Столяра.
Публикация «Сообщение: „Особенности методики формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Круг задач, решаемых методикой, которую предлагает ААСтоляр, достаточно обширен:
— научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
— определение содержания фактического материала для подготовки ребенка в детском саду к усвоению математики в школе;
— совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;
— разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
— реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
— разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
— разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.
Общая задача методики — исследование и разработка дидактических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Опираясь на методику А. М. Леушиной, А. А. Столяр в задачи своей методики добавляет работу по формированию представлений о численности (количественная характеристика) множеств; способах образования чисел, количественной оценке величин путем измерения.
Значительно расширен у него и содержательный компонент: в него входит знакомство с количественным составом чисел из единиц в пределах 5 на конкретных предметах и в процессе измерения, автор объясняет это тем, что таким образом уточняется и конкретизируется представление о числе, единице, месте числа в натуральном ряду чисел.
В обучении детей различать количественное и порядковое значение числа, А. А. Столяр делает упор на выработку умения применять количественный и порядковый счет в практической деятельности.
Большее внимание, по сравнению с методиками других авторов, он уделяет правильному построению и использованию в речи простых и сложных предложения, кратких и точных выражений, умению объяснять полученный результат, отвечая на вопросы: «Что ты сделал? Что узнал? Как ты выполнил задание? Как ты будешь выполнять задание?» Усиливает внимание к осмыслению вопросов со словами сколько, который, адресованных товарищам и воспитателю.
Уже в старшем возрасте, по сравнению с методикой А. М. Леушиной, А. А. Столяр рекомендует формирование простейших представлений о свойстве транзитивности отношений «меньше» и «больше» : «если 1 < 2 и 2 < 3, то 1 < 3», «если 3 > 2 и 2 > 1, то 3 > 1».
Методы предложенные в методике А. А. Столяра содержат как базовый компонент, представленный в методике А. М. Леушиной, так и новые практические и словесные методы. Такие как, создание проблемной ситуации, чтение известных литературных произведений, помимо этого дети учатся правильно строить и использовать в речи простые и сложные предложения, краткие и точные выражения, объяснять полученный результат, отвечая на вопросы: «Что ты сделал? Что узнал? Как ты выполнил задание? Как ты будешь выполнять задание?» Усиливается внимание к осмыслению вопросов со словами сколько, который, адресованных товарищам, воспитателю.
Методика А. А. Столяра отвечает современным требованиям и достаточно детально разработана для изучения и применения в практической работе дошкольных учреждений.
По методике Л. С. Метлиной для детей старшего дошкольного возраста программная задача состоит в том, чтобы познакомить детей с образованием чисел от 6 до 10, научить сравнивать совокупности предметов, выраженные смежными числами, и устанавливать равенство между ними. Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 10. Автор определяет, что ребёнку необходимо дать знания о том, что каждое число включает в себя определённое количество единиц. Представление о составе числа из единиц в пределах 5 следует формировать на конкретных примерах. Роль воспитателя, по мнению автора состоит в том, чтобы помогать детям анализировать группы предметов по их признакам, качеству, а потом называть единицы, из которых состоит число.
В процессе обучения Л. С. Метлина советует использовать знания детей о предметах, умение дифференцировать их или объединять в группы, обобщать по отдельным признакам. Так у ребёнка формируется умение видеть целое количество и называть его; называть единицы числа (проговаривая каждую единицу, составляющую его, объединять их, называть одним числом.
Задача состоит в том, указывает автор, чтобы углубить представления детей о множестве, показать, что несколько отдельных частей могут быть объединены в одну совокупность (множество, что целое множество (группа предметов) больше своей части, а часть меньше целого. Так закладывается основа для понимания дальнейшего смысла арифметического действия сложения.
В своей методике Л. С. Метлина советует наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по формированию количественных представлений в основном использовать в комплексе. Пятилетние дети, указывает автор, способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Важно создавать проблемные ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.
Изучение нового материала автор советует начинать с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение в форме игровых упражнений. Для закрепления знаний в конце занятия проводить так же игровые упражнения и дидактические игры.
Работу, требующую произвольного внимания, Л. С. Метлина предлагает чередовать с элементами игры. Организовывать самостоятельную работу детей с раздаточным материалом. При этом важно ставить перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.).
В своей методике Л. С. Метлина советует такие математические представления, как «равно», «не равно», «больше — меньше», «целое и часть» и др. формировать на основе сравнения. Автор отмечает, что дети 5 лет уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения дети выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения.
Помимо этого Л. С. Метлина предлагает уделять большое внимание в старшей группе развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Все эти операции, указывает автор, дети должны выполнять с опорой на наглядность. Например, сравнение производится на основе способов сопоставления и противопоставления (наложения, приложения, счета, измерения). Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.
В старшей группе автор предлагает расширить виды наглядных пособий и несколько изменить их характер. В качестве иллюстративного материала продолжать использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место должна занимать работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки могут быть схематичными.
С середины учебного года, отмечает Л. С. Метлина, что необходимо вводить простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов). Так как наглядной опорой начинают служить «заместители» реальных предметов.
Методика Л. С. Метлиной и методика разработанная Е. И. Щербаковой, по своему содержанию и целевому компоненту – тождественны. Е. И. Щербакова из наиболее важных задач в формировании количественных представлений для детей шестого года жизни выделяет задачу по формированию знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать.
Как и предыдущие авторы Е. И. Щербакова в старшей группе предлагает продолжать работу над множествами: учить детей выделять их части по тем или другим признакам (цвету, форме» размеру, сравнивать между собой выделенные части множества, устанавливать соответствие между элементами в этих частях, определять, какая из частей больше (меньше). Но понятие «цифра» автор вводит уже в среднем возрасте. В свою очередь А. А. Столяр вводит это понятие в старшем возрасте, а А. М. Леушина чуть позднее, в подготовительной к школе группе. Новым является ещё и то, что Е. И. Щербакова предлагает постепенно учить детей использовать термины множество, элементы множества, подмножество. Практически знакомить с объединением множеств, чтобы они понимали, что несколько отдельных частей можно объединить в одно целое множество и что любое множество больше, чем его часть. При этом, отмечает автор, ребенок еще не выполняет арифметических действий сложения и вычитания, однако именно такими упражнениями закладывается их основа. Эту работу, отмечает Щербакова, следует рассматривать как пропедевтику вычислительной деятельности. 38,162
На этих занятиях автор советует использовать разные предметы, игрушки, предметные картинки, природный материал, геометрические фигуры и др. Необходимо организовывать упражнения по группировке множеств (классификации, что, в свою очередь, подводит к пониманию как родовых, так и видовых понятий, а также к осмысленному усвоению понятий часть, целое. Дети могут объединять множества, отличающиеся по каким-либо признакам.
Щербакова отмечает, что постепенно в процессе операций с множествами у детей углубляются представления о числе и счете, отношениях между числами. В этом возрасте продолжается обучение счету и отсчету предметов, сравнению равномощных и неравномощных множеств, выраженных смежными числами. Основное — усвоить принцип образования последующего за числом п числа п+1 и любого предыдущего числа п—1. Она указывает, что дети в этом возрасте в основном практически знакомятся с принципом построения натурального ряда чисел, что происходит в процессе практических упражнений с множествами, которые создают основу для понимания взаимообратных отношений между числами. Так, дети практически сравнивают, сопоставляют совокупности, выраженные смежными числами. Щербакова предлагает проводить работу по формированию количественных представлений старших дошкольников опираясь на понятие смежного числа при этом сравнивать меньшее с большим.
Проведя анализ методики формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста таких авторов, как Л. С. Метлина, Щербакова, А. А. Столяр можно сделать вывод, что все авторы в построение своих методик опираются на базовую, предложенную А. М. Леушиной. Они выделяют единые задачи, но при этом Е. И. Щербакова и А. А. Столяр значительно расширяют содержание своих методик. Так Е. И. Щербакова предлагает начинать знакомство с цифрами в среднем возрасте, а в старшем продолжать формировать знания о числах и цифрах первого десятка. А. А. Столяр в старшем возрасте вводит знакомство с цифрами от 0 до 9, но при этом в содержание его методики вводится умение разбивать совокупности предметов на группы, определять количество групп и число отдельных предметов. Он чаще обращается к методу создания проблемной ситуации, как для сообщения новых знаний, так и для закрепления пройденного материала.
Все авторы в своих методиках предлагают использовать игровые упражнения и дидактические игры для развития у детей деятельности счёта и формирования представления о натуральном ряде чисел. Вопрос состоит только в том, как на практике используются дидактические и сюжетно-дидактические игры для формирования количественных представлений дошкольников?
В детских садах накоплен достаточный опыт применения дидактических игр дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т. п. При обучении началам математики педагоги широко используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки.
Однако в процессе умственных упражнений, которые так отчётливо выступают в существующих играх, дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счётные операции (количественный или порядковый счёт, состав числа из единиц, не связывая их друг с другом. Поэтому дошкольники зачастую не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роли в качестве способа познания количественной стороны деятельности. Как применение сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием поможет изменить эту ситуацию?